Изготовление и использование сусального золота в современном мире и особенности производства

Золото в силу своих уникальных свойств с древних времен используется человеком в различных областях: как металл для изготовления ювелирных украшений, предметов религиозного и ритуального назначения и, наконец, самое главное, в качестве денежной единицы.

В наши дни золото стало использоваться также и в различных областях науки, техники и медицины. Необычайная ковкость и тягучесть этого благородного металла позволили человеку найти ему еще одно применение в виде сусального золота.

Это чрезвычайно тонкие золотые листочки, которые используются для позолоты различных предметов и поверхностей, а на Руси сусальным золотом покрывали также и купола церквей.

Золото в силу своих уникальных свойств с древних времен используется человеком в различных областях: как металл для изготовления ювелирных украшений, предметов религиозного и ритуального назначения и, наконец, самое главное, в качестве денежной единицы.

В наши дни золото стало использоваться также и в различных областях науки, техники и медицины. Необычайная ковкость и тягучесть этого благородного металла позволили человеку найти ему еще одно применение в виде сусального золота.

Это чрезвычайно тонкие золотые листочки, которые используются для позолоты различных предметов и поверхностей, а на Руси сусальным золотом покрывали также и купола церквей.

Как производили сусальное золото на Руси?

Сусальное золото — это очень тонкая золотая пластинка, которая имеет толщину всего в несколько микрон. Технологии производства распространились на Руси, перейдя к нам из Китая.

Там, в одной из провинций Китая, в местечке под названием Лон Тан в течение семнадцати веков производились тончайшие золотые пластинки, которые на Руси получили своё название — сусальное золото. Предположительно, это название произошло от слова «сусало», которое на древнерусском обозначало лицо.

  • Одним из крупных центров на Руси, где производили сусальное золото, была фабрика Пошехонье, которая находилась в Ярославской губернии.
  • Изготавливалось сусальное золото также и в индивидуальном порядке русскими мастерами-сусальщиками. Братьями Князевыми была написана книга: «Изложение», которая дошла до наших дней. Там очень подробно описывается весь технологический процесс получения сусального золота и серебра.
  • Обучение этому ремеслу начиналось с раннего детства: тринадцатилетние мальчики поступали на обучение мастерам, жили у них около четырех лет и только после этого начинали получать жалованье за работу.
  • Разные мастера-сусальщики получали различное жалованье в зависимости от степени мастерства: в книге есть примеры израсходования мастером большего количества сусального золота с худшим результатом.
  • Получение сусального золота начиналось с раскатки золотого слитка мастером-золотобойцем в тонкую пластину толщиной порядка 2-3 миллиметров. Затем пластину разрезали на квадратики и складывали, перемежая их с листами бумаги в книжку, которая также называлась «золотником».
  • После этого стопка квадратов вставлялась в особую оправу из бычьих кишок и затем мастер наносил по «золотнику» от двух до десяти тысяч ударов специальным молотком. В зависимости от количества ударов получали листочки сусального золота различной толщины.

Толстые листочки применялись для наружных работ, а для золочения картин, икон, рамок и мебели использовались более тонкие листочки.

Золото, будучи мягким, необычайно ковким и тягучим металлом, легко прокатывается в чрезвычайно тонкие пластины без разрывов и трещин. Благодаря этому уникальному свойству стало возможным получение из него листочков сусального золота.

Изготовление сусального золота в наши дни с помощью современной техники делает возможным получение более тонких и качественных листочков по сравнению с продукцией прошлого, а применение компьютерных технологий намного ускоряет этот процесс.

Получение сусального золота начинается с отливки золотого слитка нужных размеров, который раскатывается на специальных станках в очень тонкие полосы и затем они нарезаются на квадраты и вкладываются между листками из особой бумаги в стопку, содержащую от ста до трехсот квадратов.

  • Затем стопка располагается под автоматический молот, который наносит по ней приблизительно две тысячи ударов, в результате чего квадратики золота расплющиваются в круглую пластину, толщина которой составляет несколько микрон.
  • После этого из них вырезаются квадратные листочки готового сусального золота и вкладываются в специальную книжку в количестве от десяти до трехсот листков.
  • Наиболее трудоёмким и сложным в техническом отношении, является процесс отбивки толстых золотых пластин.
  • Это следствие того, что удары молотом необходимо наносить в определенной последовательности с нужной силой по краям и центру стопки так, чтобы пластинки расплющились равномерно.
  • При этом они должны иметь одинаковую толщину во всех направлениях и увеличиться в размерах до десяти раз. В современном мире существует в основном три способа отбивки пластин.
  • Первый способ предполагает отбивку вручную так, как это делалось в древности — специально подготовленный молотобоец наносит равномерные удары молотом по стопке, рассчитывая на глазомер и ловкость. Второй способ — это применение автоматического молота, наносящего равномерные удары, хотя стопку, при этом по-прежнему передвигает человек.

Наиболее качественные листочки сусального золота получаются при третьем способе, когда удары наносятся автоматическим молотом, а стопку передвигает робот.

Таким методом производят сусальное золото высокого качества в Италии и Германии.

Производством сусального золота в России занимается завод цветных металлов в Москве, хотя, конечно, есть и другие частные предприятия, производящие в небольших объемах сусальное золото.

Применение сусального золота в золочении

Применяется сусальное золото в основном для позолоты различных поверхностей, которые не подвергаются трению и нагрузке. Листочки сусального золота прилипают к гладкой поверхности изделий на молекулярном уровне.

Таким способом обычно золотят иконы, декоративные элементы интерьера, гипсовую лепнину, мебель, рамки, а в России также и купола храмов и церквей.

Применяется сусальное золото также и в некоторых реставрационных работах, которое производят позолотчики.

Инструменты для позолоты сусальным золотом

Позолотчики в своей работе применяют большое количество различных химических веществ и растворов, а что касается используемых инструментов — тут всё наоборот: есть всего несколько их видов.

Это подушечка позолотчика — покрытый замшевой тканью параллелепипед, размером с книжку. Лапка — специальная кисть больших размеров для поднятия листочка сусального золота. Агатовый зуб — маленький кусочек полированного природного агата в виде зубчиков разной формы.

Нож позолотчика, которым на подушечке позолотчика нарезают листочки сусального золота.

Различные виды и стандарты сусального золота

Виды сусального золота в книжках, которые могут быть трансферным или свободным, принято делить на следующие стандарты: «Европейский стандарт», принятый на территории Евросоюза и «Русский стандарт», который обычно применяется в нашей стране.

Сусальное золото, отвечающее требованиям «Русского стандарта» должно содержать в книжке шестьдесят квадратных листочков со стороной размером в 91,5 миллиметров из золота 960 пробы. Общий вес книжки должен составлять от 1 до 5,6 грамма.

Сусальное же золото, произведенное согласно требованиям «Европейского стандарта» должно содержать в книжке двадцать пять квадратных листочков со стороной размером в 80 миллиметров из золота, пробой в 23 карата.

Трансферные и свободные виды сусального золота отличаются друг от друга тем, что листочки трансферного золота приклеиваются к бумажным листкам в книжке, а свободное — просто помещается между листочками бумаги без приклеивания. Есть также сусальное золото в рулонах, в хлопьях и в пудре.

Источник: http://siqnalrp.ru/stati-o-dragocennyh-metallah/361-kak-izgotavlivaetsya-i-primenyaetsya-susalnoe-zoloto.html

Сусальное золото: что это такое?

Многие люди слышали о сусальном золоте, но что это такое и где применяется такой удивительный материал, для большинства остается загадкой.

Считается, что красивое название произошло от слова «сусаль», которое в переводе на современный русский язык означает «лицо». Традиционно сусальное золото использовалось для художественного оформления внешней (лицевой) стороны различных изделий, придавая предметам роскошный вид.

Материал представляет собой тончайшие листы драгоценного металла, которые предназначаются для отделки различных предметов и элементов архитектуры. Сфера применения сусального золота не ограничивается декорированием всевозможных поверхностей. Оно успешно используется в кулинарии, косметологии, приборостроении, производстве бытовой и промышленной техники.

Технология изготовления сусального золота известна человечеству с давних времен. Более 1700 лет его производят в китайской провинции Лон Тан. Среди российских мастеров прославились сусальщики Пошехонья Ярославской губернии.

Как изготавливают сусальное золото?

Золото является мягким и ковким металлом, обладающим чрезвычайной пластичностью, что позволяет расплющить его в тончайшие листы (до 1,5 мкн), не допуская при этом разрывов, трещин или иных дефектов материала.

Производственный процесс отличается сложностью и трудоемкостью. Каждое звено технологической цепочки обладает своими тонкостями и секретами и влияет на качество готовой продукции.

Все начинается с отливки бруска драгоценного металла. Его длина составляет 20, ширина — 5, а толщина — 1 см. Затем заготовку, используя специальное оборудование, раскатывают в длинную полоску (до 30 м). Ее разрезают на тонкие квадраты и складывают их в стопку, чередуя с листами специальной бумаги. Такая укладка называется книжкой. Она может содержать до 300 золотых листов.

Полученная стопка отправляется под молот для расплющивания. В процессе отбивки может быть нанесено около 2000 ударов. Это один из самых ответственных этапов производства. В результате материал должен расплющиться равномерно. Вмятины или утолщения недопустимы. В противном случае серьезно пострадают качество и долговечность позолоты.

Существует трансферное и свободное сусальное золото. Основное отличие данных видов заключается в способе прокладки драгоценных квадратов между листами. Трансферное золото наклеивается на листочки книжки, а свободное просто укладывается в стопку между бумажными листами. Для извлечения золотой пластины необходимо лишь достать ее из книжки и разместить на специальной подушке.

Читайте также:  Можно ли почистить золотое украшение нашатырным спиртом, не испортив его - простые способы чистки золота в домашних условиях

Свободное сусальное золото стоит дороже трансферного.

Современное производство

Традиционно осуществлялась ручная отбивка золотой книжки. Молотобойцы при этом могли рассчитывать исключительно на собственный глазомер. Отдельные мастера используют этот метод и в настоящее время. Однако достичь идеального результата при ручном способе отбивки практически невозможно.

  • Современное производство сусального золота полностью автоматизировано, что позволяет добиться удивительно равномерной толщины листов драгоценного металла, свидетельствующей о высочайшем качестве изделий.
  • В прежние времена на создание готовой книжки уходило несколько дней. Современный производственный цикл совершается в течение 10 часов.
  • Классическая технология предусматривала размещение перед отбивкой стопки квадратов в оправу, изготовленную из бычьих кишок, что сопровождалось неприятным запахом внутренностей животных. Сегодня для этих целей используют специальные пластмассовые формы, что ускоряет производственный процесс и делает его более гигиеничным.
  • Завершаются работы нарезанием лепешки металла, расплющенной в тончайшие листочки, на одинаковые квадраты, длина и ширина которых имеют один размер (9,5 см). Это так называемый русский стандарт.
  • Толщина готовых квадратов может варьироваться и составлять 0,36-1,6 мкн. Применение сусального золота предполагает использование материала определенной толщины. Для выполнения внутренних работ по оформлению мебели, предметов декора, икон, картин применяют самые тонкие листы. Для наружной отделки зданий и сооружений требуется более толстый материал.

Невысокая прочность затрудняет использование золота в чистом виде. Обычно оно применяется в составе сплавов с иными металлами. Показателем содержания золота в книжке является его лигатурный вес.

Отделка поверхностей золочением

Тончайшее сусальное золото обладает уникальной способностью прилипать к гладкой поверхности и удерживаться на ней за счет сцепления молекул, что обеспечивает возможность его успешного использования для оформления предметов интерьера, декоративных изделий и наружного украшения куполов церквей, фонтанов и других архитектурных элементов.

Прежде искусством золочения поверхностей владели лишь немногие мастера. Применение специальных современных составов и инструментов позволило существенно упростить процесс нанесения позолоты. Однако он остается довольно трудоемким и требует тщательного соблюдения технологии.

Существуют 2 распространенные техники нанесения сусального золота на обрабатываемую поверхность:

  • масляное золочение;
  • полиментный (клеевой) способ.

В первом случае создается матовая, во втором — блестящая поверхность.

Технологический процесс требует большого внимания и терпения. Профессиональные позолотчики наносят листовой материал на обрабатываемую поверхность таким образом, что стыки между листами невозможно разглядеть, а полученное золотое покрытие выглядит абсолютно гладким.

Цена сусального золота довольно высока, поэтому для декорирования поверхностей часто используются его имитации:

  • потали — сплавы меди и цинка, алюминия и серебра;
  • золоченая фольга;
  • набивной металл;
  • акриловые аэрозольные краски.

Дешевые заменители лишь напоминают золото, не обладают его свойствами и не способны в должной мере передать благородное сияние драгоценного металла.

Сусальное золото — незаменимый материал для реставрации старинных предметов, изысканного декорирования различных изделий и украшения архитектурных шедевров.

Источник: https://ToZoloto.ru/o-zolote/tipy/susalnoe-zoloto.html

Сусальное золото: что это такое, состав и толщина, как делают?

Пять тысячелетий назад египетские ремесленники обнаружили удивительное свойство золотого металла быть податливым, оставаясь прочным.

Древние мастера научились с помощью камня расплющивать самородки до состояния тонкого листа. Так появилось первое в мире сусальное золото и первые в истории позолотчики.

Искусство и религия получили новые возможности для декорирования культовых и художественных артефактов.

Не только украсить, а и…съесть

Что такое сусальное золото, очень наглядно объясняет один из экспонатов музея прииска Той, находящегося в Японии.

В витрине расположен самородок диаметром 5 мм, а рядом, в особой рамке, висит раскованный из него квадрат золотой фольги со стороной 0,5 м. Это и есть лист сусального золота.

Его толщина составляет около 0,05 микрон, а если бы можно было посмотреть на просвет, оказалось бы, что он голубоватый.

Лингвисты до сих пор спорят, каково происхождение слова «сусальное». Одни ведут его от старинного корня «сусало» (лицо). Имеется в виду, что украшают всегда лицевую, парадную сторону предметов. Другая же версия отсылает не к русскому, а к чешскому глаголу suseti (шуршать), подразумевая такую тонкость листа, что он шелестит на ветру.

Золочение оказалось идеальной техникой, отразившей богатство и помпезность многих эпох и общественных укладов, как на Западе, так и на Востоке. В Риме драгоценная фольга помещалась между двумя кусками стекла, и этот материал служил для облицовки залов имперских судов. Очень широко позолота представлена в буддийских религиозных святынях — зданиях и статуях.

Пышное средневековье с его уклоном в торжественность и вычурность нашло в драгоценных листах исключительные возможности для украшения архитектуры и интерьеров монарших дворцов.

На протяжении столетий и по сегодняшний день сусальное золото признано безальтернативным способом золочения. Поэтому данная техника применяется в отделке:

  • внешних частей зданий (купола, шпили, колокольни, кариатиды);
  • внутренних фрагментов (потолки, колонны, пилястры, арки);
  • алтарей;
  • скульптур;
  • металлических изделий;
  • мебели;
  • картин и икон (багеты);
  • ювелирных украшений.

Отдельно стоит упомянуть пищевое употребление сусального золота, зарегистрированного как добавка Е175. Изысканный ингредиент вводится в блюда совсем не с целью вкусового обогащения (поскольку благородный металл безвкусен), а только для роскоши.

В континентальной Европе известны вина и настойки с золотыми хлопьями. Например, легендарные ликеры — польский Гольдвасер и голландский Голдстрайк, швейцарский шнапс Гольдшлегер, некоторые марки австрийского шампанского.

Когда идет речь о сусальном золоте, специалисты понимают под этим термином 2 вида покрытия:

  1. Чистое. Его рецептура предполагает сплав из 22-каратного желтого золота с небольшими примесями серебра, меди или платины. От композиции дополнительных металлов зависит цвет готовых пластин: серебро придает зеленоватый оттенок, медь — красноватый, платина добавляет белизны. Это состав сусального классического золота, которому не грозит ни окисление, ни позеленение.
  2. Ложное. Представляет собой гораздо более массивные листы, с большей толщиной, при этом лишь имитирует золото: это сплав меди, олова, цинка и алюминия.

    Хотя готовые пластины имеют привлекательный внешний вид и множество золотистых оттенков, они, во-первых, создают довольно грубую фактуру с малым блеском, а, во-вторых, подвержены коррозии и патинированию. Чтобы сделать покрытие более долговечным, его лакируют.

Удивительно, но только в некоторых европейских государствах его роботизировали. В большинстве же стран технология продолжает оставаться ручной. Ее основа — многоступенчатая ковка золотого бруска, в результате которой создается фольга толщиной от 0,05 микрон (вручную) до 0,01 микрон (машинным способом).

Независимо от того, как делают сусальное золото, первоначальным этапом является расплавление металла. Потом жидкость заливается в форму, где застывает в виде пластины.

Далее — черед прокатки: драгоценную полосу многократно пропускают через специальный станок, каждый раз сокращая расстояние между валками. Это позволяет получить лист толщиной 25 микрон.

Его нарезают и прокладывают между слоями особой бумаги (или кожи). А затем в дело вступают золотобойцы.

Этот этап может производится несколькими способами:

Ручная отбивка Производится с помощью чугунного или каменного молота, на глаз Не позволяет достичь идеально равномерной толщины
Автоматический молот, при участии человека Наносит около 2 тыс. равномерных ударов, но стопку подкладывает человек Минимизирует перепады толщины
Полностью роботизированное производство Станок-молот на всех этапах управляется компьютерной программой Высокоточная технология, существует только в Германии и Италии

В этом виде пленочки уже пригодны для декорирования. Теперь за них возьмутся мастера-позолотчики и создадут уникальный шедевр, который можно будет применить в самых разнообразных отраслях – от ювелирной до косметологической.

Источник: http://gems-and-jewels.ru/chto-takoe-susalnoe-zoloto.html

Технология золочения сусальным золотом

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха.

Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия.

Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета.

Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта.

Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента.

Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть.

Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол.

Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной.

Таким образом создаётся имитация патины.

P.S. Описанные выше два способа золочения, являются самыми распространёнными и традиционными. Конечно, существуют и другие технологии работы с сусальным золотом. Есть много нюансов и в вышеописанных методах. Однако в этой статье рассматриваются лишь основные принципы, поэтому описание ограничивается двумя способами нанесения сусального золота без подробностей и деталей.

Источник: http://zaholstom.ru/?page_id=4599

Ответы@Mail.Ru: Что такое сусальное золото? Применение сусального золота?

Сусальное золото (от слова «сусаль» — «лицо», лицевая сторона, поверхность) — это тонкие листы чистого золота, которыми покрывают поверхность. Сусальное золото изготавливают из золота, золота накладного по серебру (так называемый «двойник»), сплава меди с цинком и другими металлами, в сусальное золото могут добавлять серебро и алюминий.

  • Сусальным может называться не только золото, но и тонкие листы серебра, меди, бронзы, алюминия и др, Чистое золото имеет желтый цвет. Красноватый оттенок ему придаст добавление меди. Серебро, сплавляемое с золотом в разных соотношениях, придаст ему белый, желтый и даже зеленоватый оттенок. Сплав из 9% серебра и 32.5% меди придаст золоту оранжевый цвет.
  • Сплавляемый с золотом металл называется лигатурным. Кроме меди и серебра, применяют другие лигатуры: кадмий для зеленоватого оттенка, цинк — для белого, никель — для бледно-желтого. Так называемое «белое золото» содержит серебро и палладий. Сегодня сусальное золото производится в богатой цветовой гамме.
  • Оно может быть: белым, зеленым, лимонным, желтым, оранжевым, красным и — чистым (то есть без примесей) . Сусальное золото хранят в книжечках, между листами которых уложены 60 листочков золота различных размеров (72×120 мм, 91.5х91.5 мм, 8х8 см и др. размеры) . Толщина золотых листов варьируется от 0.13 до 0.67 микрона.
  • Вес книжки (лигатурный вес) , в зависимости от толщины листов, также колеблется от 1.25 до 6 г. Книжки весом более 2.5 г применяются для отделки только внешних (наружных) поверхностей, более тонкие листы применяют для золочения изделий и внутреннего декора. Сегодня сусальное золото можно купить в любом магазине для художников, либо выписать в интернет-магазине (к примеру, samodelkino.
  • ru, онлайн-магазин Передвижник и др.) . Сусальное золото бывает свободное и трансферное. В случае свободного сусального золота, лист вынимается ножом позолотчика, на подушке вырезают фигуру нужной формы и размера. Далее лист переносится с помощью лампемзели на обработанную поверхность. Для работы со свободным сусальным золотом требуется некоторое мастерство.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Тогда лист вынимается и переносится вместе с бумагой, и после того, как золото приклеится, шелковую бумагу можно удалить, то есть с таким золотом работать проще, и оно переносится, как наклейка.

Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на прокладке. Имитация сусального золота Поскольку в прошлом золотые или позолоченные изделия имели немногие из-за их высокой стоимости, производители нашли сусальному золоту более дешевые заменители. Теперь, наряду с настоящим сусальным золотом, используют и его имитаторы — потали.

Но нужно учитывать, что если сусальное золото применяют как для наружной, так и для внутренней отделки деревянных и металлических поверхностей, то поталь используют только для внутренней отделки с обязательным нанесением защитного слоя, предохраняющего ее от потемнения. Нужно помнить, что, чем чище золото, чем больше в нем количество каратов, тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. В России сусальное золото изготавливалось как одиночными мастерами-сусальщиками, так и на небольших фабриках. Наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны – золото, с другой – серебро) издавна было Пошехонье в Ярославской губернии.

Как делают настоящее сусальное золото? Берут кусок золота и расплющивают на наковальне молотком, затем эту ленту нарезают на пластинки, которые после многочасовой ручной ковки с помощью молотов разного веса расплющивают в тонкую пленку в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса.

Чтобы золотая пластина не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» – раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы, а вместо молотобойцев – станки с компьютерным управлением.

Толщина золотых листков зависит не только от умения мастера, но и условий его будущего применения. В продажу они поступают одного размера – 9,5 на 9,5 см, но разной толщины – в зависимости от так называемого лигатурного веса сусального золота. Для изготовления 1500 листов сусального золота требуется около 100 г сплава.

Тонкое золото (1-2 г) применяется для внутренних работ – золочения рам, киотов и проч. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

фольга золотая долбят кусок золота между пластинами кожи (золотобойники так кажется называются) , золото сверхэластичное и получается микронная фольга.

Она опять же за счёт сверх эластичности притягивается к поверхности на которую лепится (молекулярное притяжение) и разглаживается мягкой кистью. Позолота такая получается механическая.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/15868803

Сусальное золото

Что же такое сусальное золото? Давайте разберемся подробнее в этом вопросе. Так, сусальное золото – это тонкие золотые листы, которые идут на золочение ювелирных украшений, изделий. Толщина таких листов достигает доли микрон.

Сусальное золото можно встретить из чистого золота или из различных сплавов: золота и серебра, золота и меди. К примеру, если золото положено на серебро, то его называют «двойником», а если на медь, то «тальма».

Но случается и такое, что имитация золота создается без его непосредственного участия – применяют сплавы иных химических соединений и металлов. В этом случае для того, чтобы пленка металла выглядела естественно, похожа на позолоту, ее покрывают желтым лаком.

Если говорить о происхождении понятия «сусальное золото», то единого мнения по этому вопросу нет. Как вариант, это определение связано со словом «сусало», что в переводе с древнерусского означает скулы, лицо. Дело в том, что сусальным золотом покрывали лицевую сторону изделий. Ранее данный термин касался всех материалов, которые пригодны для покрытия золотом или его имитацией.

Происхождение

Китай познакомил нас не только с порохом, бумагой, фарфором и фейерверком, но и с уникальной технологией, получившей на Руси название сусальное золото. В районе Лон Тан, одной из китайских провинций уже 1700 лет идет производство тончайших золотых листов.

Россия может похвастаться изготовлением сусального золота, как на фабриках, так и мастерами-сусальщиками в индивидуальном порядке. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота.

Даже сохранилось до наших дней «Изложение», написанное братьями А. и И.Князевыми, где подробно описывается технология изготовления сусального серебра и золота. Можно найти и другие подробные рассказы о специфике изготовления и своеобразном колорите этого промысла.

Обучение сусальному ремеслу начиналось еще с детства: 13-летние мальчики брались на обучение к хозяевам, жили у них порядка 4 лет, и лишь затем начинали работать за жалование.

В вышеуказанном жалованье подчеркивается, что все мастера-сусальщики обладают разными способностями, в чем нет ничего удивительного. В «Изложении» приведены примеры большего расхода материала с худшим результатом.

Так какова же технология изготовления сусального золота?

Сусальное золото (от др.-русск. сусанъ; возм., из сушаль, от «сухой» либо от сусало — «лицо») — золотая фольга, слегка просвечивающая синевато-зеленым тоном. Для изготовления идет исключительно чистое золото, фактически без примесей, поэтому про сплав золота и серебра в данном случае говорить неуместно.

С течением времени производственным процесс несколько видоизменился, но не стал менее сложным – изготовление сусального золота по-прежнему требует определенной сноровки и опыта от мастера-золотобойца. В упрощенном виде механика производства тончайших листов следующая.

Мастер-золотобоец расковывает на наковальне кусок золота в проволоку, затем эту тонкую ленту раскатывают в пластину толщиной 2-3 мм. Пластину нарезают на квадраты, которые складывают в книжку, или «золотник», обязательно при этом перемежая с листами папиросной бумаги.

В свою очередь, стопка квадратов вкладывается в специальную оправку, сделанную из кишок (ранее использовалась плева с говяжьей печени,) и мастер бьет специальным молотком по золотнику,  от 2-ух до 10-ти тысяч (в зависимости от дальнейшего использования сусали) – именно такое количество нужно, чтобы золото стало толщиной с паутину, т.е. тысячную долю миллиметра.

Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

Технология золочения

Технология сусального покрытия проистекает не только из практичности этого производства (одно дело отлить статую из золота и другое дело покрыть ее слоем сусали, лигатурный вес который не более 5 грамм), просто золото такой толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне.

Именно благодаря необыкновенному свойству, золото твердо держит позиции, как способ создания роскошных предметов интерьера и масштабных проектов, вроде фонтанов, купалов и статуй.

Золото обладает химической инертностью, поэтому иногда его используют в весьма экзотических целях, например для декорирования различных пищевых продуктов.

В Индии в него заворачивают дорогие сладости, в Японии можно заказать «позолоченный» кофе, а в некоторых европейских странах – продегустировать алкогольный напиток (шнапс) с сусальными хлопьями.

Легендарная украинская водка «Золото Полуботка» также содержит микрочастицы 23-х каратного золота (956 проба).

Где еще используют золото 999 пробы можно узнать в нашей статье «Золото 999 пробы — для чего оно используется».

Позолота сусальным золотом

Если не брать во внимание нюансы, касающиеся физиков и химиков, то сусальное золото характеризуется как металл с красивым цветом, обладающий хорошей тепло- и электропроводимостью.

Вообще, химические характеристики золота весьма интересны: оно не вступает в реакцию с солями, щелочами, кислотами, не подвергается окислению на воздухе, но неустойчиво к азотной и соляной кислоте, ртути и соединениям брома, хлора, циана.

Найти золото в чистом виде крайне сложно, причиной тому является его невысокая прочность, поэтому зачастую золото используется лишь в виде сплавов.

Кстати, интересный факт: одного грамма золота оказывается достаточно, чтобы получить проволоку, длина которой будет составлять 2,5 километра, также можно получить тонкую фольгу толщиной 0,00001 мм и покрыть 18 квадратных метров.

Современные технологии производства сусуального золота

На сегодняшний день современные технологии позволяют получать листы золота значительно тоньше, нежели это было раньше. А компьютерная техника упрощает этот процесс в разы.

Технология получения тончайших листков заключается в следующем: кусок золота кладут в специальную печь, разогретую до определенной температуры, затем вальцуют в прокатном стане. После этого получается тонкая золотая лента длиной в 50 метров, ее режут квадратиками и складывают стопкой. Квадратики располагают на гранитной плите и начинают их бить гладким молотком.

Продолжается это до тех пор, пока толщина этих квадратов не станет в 4 раза меньше, а размеры квадратов – в два раза. На все это уходит примерно 20 минут, после чего полученные квадратики режутся на 4 части, толщину новых квадратиков можно сравнить с толщиной бумаги.

На этом процесс изготовления золота не прекращается, листки золота опять складывают в стопку, между листками кладется внутренняя оболочка из толстых бычьих кишок. Эту стопку золота зажимают прессом и просушивают на плите, при этом опять стучат молотком на гранитном камне.

Весь этот процесс занимает немалых 5 часов, давая лишь время остыть золоту порядка 15 минут. То золото, которое выступило за пределы стопки, снова запускают в производство, таким образом, процесс повторяется снова и снова, как и обновление информации на сайте ЦБРФ, где транслируются котировки золота онлайн.

  • Не стоит забывать, что листки золота брать руками просто невозможно за счет их высокой температуры, поэтому мастеру приходится использовать специальную кисточку, перекладывать ею тончайшие листки, раздувать их особенным образом. В итоге получаются ровные тонкие листки драгоценного металла. После завершения процесса изготовления золота, его обрезают нужной формы и раскладывают в виде книжек.
  • В наши дни производство сусального золота осуществляется практически полностью машинным способом, не ручным. И даже электрический молот производит процесс первичной обивки листов, а затем и процесс тонкой обивки. А вместо оболочек бычьих кишок применяют пластмассовую форму, что позволяет избежать неприятного запаха от органов животных.
  • В современной России производством сусального золота занимается Московский завод цветных сплавов. Безусловно, имеются и другие частные компании, занимающиеся сусальным золотом в небольших объемах.
  • Чтобы иметь представление о сусальном золоте, можно представить тонкую металлическую фольгу, толщина которой равна 0,36-1,6 микрона. По российским стандартам сусальный лист выпускают квадратами размером 91,5 на 91,5 миллиметра, укладывается по книжечкам, в каждой из которых 10 или 60 листов. Между каждым листком кладется папиросная бумага.

Специалисты разделяют несколько видов золота: трансферное и свободное сусальное. Отличаются они друг от друга наличием прокладки между листками.

Так, свободное сусальное золото укладывается в книжке самостоятельно, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга.

Поэтому для того, чтобы вынуть лист золота из книжки достаточно лишь достать его и поместить на подушку. Трансферное  же золото приклеивается к листочку в книге.

Источник: https://kupluzoloto.ru/susalnoe-zoloto

Ссылка на основную публикацию