Что такое кабошоны: особенности обработки камня, разновидности форм кабошонов, способы применения

Слово кабошон (cabochon) родилось во Франции, и дословно оно означает «гвоздик со шляпкой». Им называют как специальную технику обработки натуральных камней (в том числе драгоценных и полудрагоценных), стекла или кораллов, так и сами эти камни.

Кабошон – это техника огранки,которая существует уже множество веков.

Что такое кабошон?


Кабошон – это камни, у которых одна сторона идеально ровная и плоская, а другая выпуклая, округлая. Ранее этим словом обозначали такой способ огранки,при котором у камня вообще не было граней, а только выпуклые поверхности.

Сейчас к кабошонам относят и округлые камни, и овальные, и прямоугольные с квадратными.

Кабошоны изготавливают в качестве основного или дополнительного элемента украшений, поэтому их форма ограничена лишь фантазией мастера – вплоть до сердечка или креста.

На выбор формы огранки влияют и физические свойства камня. К примеру, овальная форма предпочтительна для минералов, у которых легко расслаиваются сколы.

Камни, обладающие световым эффектом астеризма, делают в виде высокого выпуклого круга, что позволяет максимально раскрыть этот эффект.
На форму влияет и назначение украшения, в которое будет закреплен кабошон.

Кабошоны квадратной и прямоугольной формы больше подходят для мужских колец, а овальные и округлые – для женских кулонов и сережек.

Виды кабошонов

Кабошон различают по используемому материалу, по форме и по способу огранки. Есть 4 основных способа огранки:

  1. Вогнуто-выпуклая. Камни с вогнутым основанием, в результате чего в профиль камень выглядит как мостик;
  2. Плоская. Плоское основание камня и слегка выпуклая верхняя грань;
  3. Одинарная. Плоское основание и высоко выпуклая верхняя грань;
  4. Двойная. Камни с двоякой выпуклостью, но нижняя сторона чуть менее крутая.

Материал для изготовления и обработка


При ответе на вопрос «Что такое кабошон?» на ум приходят гладкие камешки из натурального или искусственного материала.

Для получения нужной поверхности природные камни подвергаются шлифовке, а стекло,искусственные или полудрагоценные камни – огранке. Для шлифовки используют не очень яркие камни, но непременно с красивой текстурой.

Натуральные камни сложно сделать блестящими, так как они не имеют граней для хорошего преломления света.

Кабошоны из стекла делают в самых разнообразных оттенках, в том числе полупрозрачных.

Часто на них наносят ювелирную декоративную роспись, и они идеально выглядят с черным бархатом и в сочетании с матовым бисером.

Каменные кабошоны ценятся необычными сочетаниями цветом и красивыми оптическими эффектами – иризацией и астеризмом. Особо ценятся кабошоны такого цвета и текстуры,которые редко встречаются в природе.

На кабошоны иногда наносят изображения растений, животных и даже портреты людей, но ценится и естественный рисунок. Иногда используют даже необработанный камень – кристаллические минералы и минералы с глянцевой поверхностью.

Для создания кабошонов используют драгоценные и полудрагоценные камни – звездчатые сапфиры и рубины, лунный камень, бирюза,кошачий глаз,хризоберилл и оликоглаз. Не меньшим спросом пользуются украшения из поделочных камней – опала, тигрового глаза, лазурита и нефрита,бирюзы и волосатика, агата и горного хрусталя.

Стандарты качества

При огранке или шлифовке камней для изготовления кабошонов применяется ряд обязательных стандартов.

Для каждой формы кабошона и материала существуют свои стандарты размера, высоты, глубины выпуклости. Высота камня зависит от того, какая кривизна у обрабатываемой поверхности.

Из прочных камней делают кресты, сердца или квадраты, более мягкие материалы лучше облекать в округлые или овальные формы.

Где используют кабошоны


Кабошоны широко используются при создании колец, кулонов, сережек, брошей и браслетов, для декорирования кошельков и сумок. Создать украшение из кабошона можно и в домашних условиях – для этого в продаже есть специальные металлические заготовки, в которые и вставляются камни. Сделать это проще, если использовать специальные ювелирные инструменты.

Создать брошь, кольцо или сережки не сложно, если подобрать к заготовке кабошон правильного размера, цвета и формы.

После закрепления такого правильного кабошона на металлическом основании, в готовое украшение можно внести дополнительные элементы – рисунок,бисер, стразы или полимерные цветы.

Из стеклянных кабошонов создают медальоны с портретами близких и любимых людей. Стекло также легко покрывается акриловыми красками.

Если сочетать кабошон с бисером, то можно сделать красивое и оригинальное колье, которое изготавливают на прочной тканевой основе.

Сначала по ткани вышивают узор бисером, а затем в некоторые его элементы вставляют кабошоны. Чтобы такие кабошоны прочно сидели в бисерных гнездах, используется прочная нить (например, шелковая).

Леска и любая синтетика может быстро растянуться, и кабошон будет выпадать.

Если использовать качественный бисер, в котором все элементы одинакового размера и формы, то украшения из бисера и кабошона будут служить долго и выглядеть дорого. Крепить камни можно не только в колье, но и в серьги и даже кольца.

Источник: https://melodiabisera.ru/stati/chto-takoe-kaboshon/

Ювелирное обозрение

Термин кабошон (cabochon) впервые появился во Франции, и его дословный перевод означает «гвоздик со шляпкой». По своей сути кабошон представляет специальную технику обработки минералов и драгоценных камней, являющуюся достаточно древней и использующуюся вот уже на протяжении многих веков.

Что такое кабошон

Общее описание кабошона ^

Для любого драгоценного камня одними из наиважнейших характеристик, напрямую влияющих на его стоимость, является его цвет и то, как он «играет», преломляя лучи цвета. Если цвет камней устанавливает сама природа, то различные оптические эффекты достигаются путем механической обработки, позволяя подчеркнуть его наиболее выгодные черты.

Что такое кабошон

Как происходит обработка кабошоном ^

Огранка, выполняемая фасетами, позволяет добиться невероятных результатов. При таком способе лучи света, попадают на грани в верхней чести камня, и, проходя сквозь него, отражаются, от граней снизу. Во время прохождения через камень происходит изменение спектра, в зависимости от конкретных свойств минерала.

Обработка кабошоном несколько отличается и применяется для камней, у которых цвет играет важную роль. В процессе обработки нижняя часть камня шлифуется до полностью плоского состояния, а верхняя формируется в полуокружность правильной формы.

Что такое кабошон

В древние времена, а также средневековье, кабошон был практически единственным способом обработки драгоценных камней. Уже позднее появилась фасетчатая огранка, которая практически вытеснила кабошон. К XX веку кабошон в основном применялся только для полупрозрачных и непрозрачных камней.

Характеристики кабошона ^

Сегодня кабошон стал возрождаться и довольно часто такой метод обработки применяется в современном ювелирном искусстве. При помощи кабошона можно визуально осветлить камень, увеличить контраст цвета и насытить его. Для этого производят двойной кабошон, в котором полусферами являются как верхняя, так и нижняя часть камня, и появляется визуальный эффект свечения.

Что такое кабошон

Для таких камней как агат, яшма, хризоколла и ряда других кабошон позволяет выгодно подчеркнуть их текстуру. Например, для сапфира, кабошон позволяет добиться эффекта астеризма.

Наличие примесей и включений в камнях считается их дефектом. Однако, кабошон может превратить достоинство в недостаток. Так как эти включения будут служить дополнительным светофильтром, создавая различные удивительные эффекты, которые просто невозможны при других видах огранки.

Для некоторых камней, таких, как голубой аквамарин с формой халцедона, огранка кабошоном является единственно допустимой

Вывод ^

Обработка камней кабошоном, появившись в античные времена, к определенному моменту времени практически утратила свою актуальность. Однако, сегодня, можно говорить о том, что данная технология возрождается, и кабошон встречается все чаще и чаще.

Видео о кабошоне: ^

Еще по теме:

Источник: http://uvelirobzor.com/chto-takoe-kaboshon/

Кабошон пользовался популярностью еще в древнем Риме

Женская фантазия уникальна тем, что все время выдумывает новые для себя занятия. Доказательством этому служит древний вид рукоделия — кабошон. Многие, услышав название, подумают, что речь идет о драгоценном камне. На самом деле они близки к истине. Ведь кабошон, является камнем, который прошел особенную обработку.

Скорее всего, слово кабошон человеку, который не очень силен в драгоценностях ничего не расскажет. Поскольку его мало интересуют само происхождение драгоценных камней, методы их добычи и изготовления, способы обработки.

Главное чтобы была красивая огранка, чистота и сияние. Но есть категория людей, особенно любительницы красивых украшений, которые не только наслаждаются сиянием и блеском уникальных камней, но знают о них практически все.

Кабошон — самый древний метод обработки натуральных, полудрагоценных и драгоценных элементов. Его с успехом используют в нынешнее время умелые ювелиры, создавая шедевры неповторимой красоты. Переводят кабошон, как голова, поскольку камень несколько напоминает макушку головы. Применяя данный метод, любому материалу можно придать разнообразную форму.

Почему же кабошоны, считаются незаменимыми в изготовлении бижутерии и других дорогих украшений? Все очень просто и понятно. Такого камня, как кабошон, в природе не существует, на самом деле это метод шлифовки, с помощью которого изделию придают красивую форму.

Кабошон делает любой материал идеально гладким, который с одной стороны имеет выпуклость, а с другой ровную, несколько спиленную поверхность. Обработанный кристалл приятно держать в руках, он радует глаз, и гармонично вписывается в дизайн любого украшения.

Кабошон — удивительное занятие, которое позволяет создавать неповторимые шедевры своими руками. Ведь именно украшения, сделанные собственными руками, придают уверенность в его неповторимости и оригинальности.

Кабошон лучше всего получается из экземпляров, которые имеют интересный рисунок, яркий цвет, всевозможные прожилки и загадочные разводы. Такие камни создают уникальный оптический эффект. Благодаря своей природной красоте, старинному способу шлифовки — кабошон, они заслуженно занимают почетное место среди драгоценных камней.

Кто-то ошибочно полагает, что огранка, кабошон — одно и то же. Но это не так. Кабошоны не создаются с помощью огранки, именно шлифовка открывает всю их красоту и привлекательность. В ювелирных лавках можно встретить кабошон, имеющий обработанную поверхность и натуральную, то есть необработанную.

Для большего эффекта необработанного камня выбирают кристаллы или другие элементы, отличающиеся эффектной и загадочной поверхностью.

Обычно огранка кабошон используется в том случае, когда необходимо создать камень определенной формы — это изделия круглой, овальной, крестообразной или многоугольной формы.

Кабошон может иметь разную высоту, которая зависит от кривизны поверхности камня.

Если он отличается хрупкостью, может в процессе шлифовки повредится, тогда изготавливают элементы овальной формы, из более прочных камней, стойких к ударам и обработке, создают более интересные и вычурные изделия.

На прилавках магазинов можно встретить кабошоны из разных камней, которые смотрятся не хуже самых ценных. Главный секрет в том, что такая бижутерия имеет доступную цену. По желанию ее можно сделать собственными руками дома.

Ювелирные лавки предлагают более дорогие кабошоны из натуральных камней, драгоценных и полудрагоценных кристаллов. Многие мастера занимаются шлифовкой своими руками, поэтому стоимость изделий несколько отличается от фабричного производства.

У мастеров, которые изготовляют методом кабошон разные украшения своими руками, большой популярностью пользуются такие драгоценные и полудрагоценные материалы, как:

  • кошачий глаз;
  • бирюза и лунный камень;
  • звездчатый рубин и сапфир;
  • хризоберилл.

Эффективно смотрятся украшения из поделочных камней:

  • лазурит;
  • малахит;
  • нефрит;
  • змеевик;
  • тигровый глаз и т.д.

Ну, а броши, кольца и браслеты в которых присутствуют элементы кабошона из горного хрусталя, черного агата смотрятся просто обворожительно и неповторимо.

Что такое — кабошоны, мы уже выяснили. Это не камень, а только метод его обработки. Но вот для чего применяют отшлифованные элементы? Станут ли они такими же неотразимыми в украшениях, как алмазы, рубины, другие драгоценные материалы? Ответить на этот вопрос поможет только поход в ближайшую ювелирную лавку или магазин бижутерии.

Достаточно, внимательно присмотреться к дорогим украшениям и более дешевой бижутерии с кабошонами, так сразу напросится следующий вопрос. В чем разница? Только в цене и камнях. Поскольку кабошон как в одном, так и в другом варианте смотрится просто неотразимо.

Кроме всего если купить камень, пусть недорогой и сделать украшение своими руками, то его практически невозможно будет отличить от купленной в магазине бижутерии.

Элемент отлично подходит для кулонов, колец, сережек, браслетов. С его помощью декорируют кошельки, сумки.

Есть специальные магазины, которые предлагают покупателям металлические заготовки для изготовления женских украшений своими руками.

Женщины, желающие выглядеть неотразимо, которые хотят иметь индивидуальный внешний вид, уже давно научились кабошону. Тем более, что это занятие не требует много времени, только внимательности и терпения.

Украшение готово, можно похвастаться перед друзьями своей работой.

Отшлифованные элементы красиво смотрятся, как на скромной, так и очень дорогой цепочке, их украшают разноцветным бисером, тем самым создавая уникальные колье. Часто мастерицы для изготовления бижутерии выбирают элементы нестандартной формы и оттенков.

Для того чтобы сделать качественное колье, используют прочную нитку, поскольку леска со временем может растянуться, тогда изделие потеряет первоначальный вид.

Читайте также:  Агат и его разновидности: характеристики и свойства камней, лечебные и магические качества, каким знакам подходит агат

В изготовлении бижутерии важную роль играет правильно выбранный бисер. Украшения с кабошонами и одинаковым бисером будут смотреться не только гармонично, но дорого и очень привлекательно.

Сделать их не составит труда даже женщинам, которые не имеют определенных навыков.

Создание украшений с кабошонами, разнообразной бижутерии — самое подходящее занятие для людей с широким полетом фантазии. Благодаря им, изделия приобретают новый смысл, становятся частью своего владельца, делают его образ индивидуальным и неповторимым.

Источник: http://AzbukaKamnej.ru/obrabotka/kaboshon-polzovalsya-populyarnostyu-eshhe-v-drevnem-rime.html

Кабошон и другие виды обработки минералов

Редкие и нечасто встречающиеся драгоценные камни в оригинальном, природном виде, в большинстве находятся в коллекциях частных владельцев.

Но для их применения в ювелирном деле изначально требуется, чтобы они прошли определенную обработку.

Именно кабошон или другая подходящая огранка в раскроет красоту самоцвета, его визуальные характеристики.

Необходимо понимать, что огранка минерала и поныне является весьма сложной, трудозатратной работой, включая в себя предварительную разработку дизайна камня.

Именно в силу этого огранка каждого минерала и ее цена и входит в так называемую добавочную стоимость самоцвета.

К этой стоимости часто присоединяют бренд ювелирной фирмы, историческую ценность камня (был ли он собственностью той или иной знаменитости) и связанные с ним мифы и легенды.

Кабошон – самый древний способ обработки минерала

Изначально этот метод предусматривал устранение неровности на поверхности камня путем его шлифовки и придание ему гладкой формы. В этом случае мастера использовали крупную или мелкую шлифовочную ленту – поверхность камней получалась гладкой, ровной, отражая от себя лучи света.

Само название такого вида огранки «кабошон» уходит своими корнями и средневековый язык древней Франции и означает в переводе с него «головку» или «башню».  Камни, обработанные подобным образом, часто встречаются в коронах древних монархов и королей, дворян и средневековой знати Европы.  В Новое время огранка кабошоном вышла из моды.

Способ и метод огранки драгоценного минерала сейчас зависит от его свойств и характеристик, поскольку именно они и определяют, как лучше всего провести его обработку:

  • отшлифовать в форме кабошона;
  • огранить;
  • или придать ему форму камеи.

За последние годы, в особенности, после появления технологии синтеза и выращивания синтетических, искусственных камней, возвращается спрос на естественно обработанные камни,  в частности, в форме кабошона – именно она и привлекает своей неподдельной, точнее сказать, подчеркнутой натуральностью.

Какие минералы обрабатываются кабошоном

По своей сути шлифовка камня кабошоном может быть применена ко всем самоцветам и даже к алмазам. Сегодня данный тип огранки приемлем по мнению ювелиров к непрозрачным или же полупрозрачным минералам, к тем, которые имеют внутри себя узор.  К первым относят такие минералы, как:

Ко вторым:

.

Огранка кабошон на фото

Кабошон встречается и при огранке минералов с характерным эффектом «кошачий глаз», а также определенных сортов кристаллических минералов и рубеллита, лабрадорита, непрозрачных видов рубина и сапфира.

В тоже время декоративные характеристики такого камня как опал проявляют себя самым лучшим образом именно в форме кабошона. Это же имеет отношение и к обработке лунных камней.

Люди придумали много методов обработки драгоценных камней, но именно кабошон – самый затребованный среди ювелиров.

Многие камни получили свое название в честь этого способа огранки. Например, сапфир кабошон. Этот термин применяется к корундам, имеющим голубой оттенок. Тот или иной цвет корунда оптически может восприниматься как отдельный вид самоцвета.

Многообразие кабошонов

Если кабошон огранен по всем правилам, он всегда будет иметь гладкую поверхность, на которой не будет царапин и потертостей, трещинок, присущих подделкам из пластика либо пластмассы. В идеале кабошон не имеет граней – это позволяет в полной мере раскрыть природную, естественную красоту натуральных сапфиров.

Огранке кабошон подвергается не каждый из драгоценных камней и, если она и выбирается, то для этого подбирают минерал по определенным критериям. Берутся сапфиры:

  • не очень блестящие;
  • с незначительным процентом преломления;
  • с изъяном внутри камня;
  • недостаточно прозрачные;
  • обладающие интенсивной окраской;
  • с необычным визуальным эффектом.

Звездчатые сапфиры обрабатывают способом кабошон, так как он намного лучше фацетной огранки высвечивает все достоинства самоцвета. Адуляр и опал вообще невозможно вообразить обработанными иначе. Кабошоны из натуральных камней сегодня находятся на пике популярности.

Виды обработки минералов в форме кабошонов

Говоря о стандартной огранке кабошоном сапфира, как и иных самоцветов, она бывает различной. На практике мастера применяют в процессе огранки овальную, круглую или прямоугольную форму.

Популярны и фантазийные разновидности в виде кулона, сердца или креста. Представленные виды огранки – стандартны, но наравне с ними достаточно часто применяют и инновационные формы огранки.

Так по кривизне верхней части ювелиры классифицируют кабошоны на высокие, средние и низкие.

Огранка камней в форме кабошонов

На сегодняшний день в ювелирном деле существует 4 основных, ведущих видов обработки камней в данном виде:

  • простой, когда имеет место одна плоская, ровная поверхность и одна в выпуклой форме;
  • двойной, при котором выпуклая форма формируется мастером с двух сторон;
  • полая форма, при котором обработка камня предусматривает с ее наружной стороны создание ювелиром выпуклой формы, с тыльной – вогнутой;
  • низковыпуклый – в этом случае в итоге огранки сам самоцвет напоминает капельку жира, которую капнули, и которая застыла на ровной поверхности;

 Применение той или иной разновидности кабошона определяется как самой идеей мастера ювелирного дела, так и характеристиками, свойствами того или иного камня.

  Так альмандин, один из разновидностей граната, отшлифовывают в форме полой формы кабошона – это обусловлено тем, что его чрезмерно толстые пластины имеют слишком темный, насыщенно красный цвет, а вот в форме двойного кабошона часто можно встретить ограненные сапфиры, в особенности если они имеют эффект астеризма.

Такие виды мастера ювелирного дела относят к конструкциям ювелирной вставки камня, хотя могут быть и отдельные варианты, которым могут придавать форму круга, овала, капли или сердца.

В ювелирном деле мастера делят кабошоны на определенные виды, которые отличаются друг от друга. В этом отношении кабошоны могут быть как одинарные, так и двойные – у первого вида кабошонов имеется плоское основание, а также выпуклая верхняя часть, а во втором случае минерал имеет обе выпуклые стороны.

Если кабошон отнесен к категории высшего класса – его основание полировке не подвергается. При этом многие потенциальные покупатели не предполагают, что посредством двойного вида огранки сапфира в форме кабошона, при искусной работе мастера, можно успешно скрыть все дефекты камня.

Когда минерал отличается светлым оттенком и высоким качеством, не имеет внутренних дефектов, к нему успешно применяют такую огранку как двойной кабошон.

Редкие виды огранки цветных камней в форме кабошонов

Помимо описанных выше видов огранки, на практике существуют и другие виды отделок, которые в ювелирном деле встречаются реже. Например, вогнутая отделка и низковыпуклый кабошон. Низковыпуклый вид отделки отличим тем, что, имея в своем основании ровную, плоскую поверхность, сам кабошон будет иметь низковыпуклый верх.

Когда сапфир имеет звезду, опытный мастер ювелирного дела будет обрабатывать его в форме правильного круга. Именно такая форма огранки позволит раскрыть и подчеркнуть всю его красоту. Оптимальной считается огранка, когда самоцвет обрабатывают, делая круг максимально высоким.

Вид огранки будет зависеть от цвета, чистоты и типа будущего ювелирного изделия из сапфира. Все это позволит в полной мере раскрыть игру цвета камня. Мода на ювелирные изделия переменчива и непредсказуема. Но при этом она отличается тягой к консервативной красоте, и классическим формам в отношении того, что касается камня и его огранки.

Зависимость формы кабошона от вида ювелирного украшения

Огранка сапфира кабошон

При подборе формы будущей огранки многие мастера учитывают и тип ювелирного украшения. Так удлиненная форма сапфира кабошон чаще всего применяется в отделке женских ювелирных украшений (в инкрустации сережек).

Если же речь идет об инкрустации мужской бижутерии или драгоценностей, минерал чаще гранят в виде квадрата, круга или овала.

При огранке граната кабошон важным моментом есть насыщенность цвета минерала – в этом отношении стоит учитывать, что чем он интенсивней, ярче и насыщенней, тем выше будет его цена. Самыми дорогими в ювелирном деле считаются сапфиры ярко-синего оттенка.

Более доступны по цене камни средней цветовой интенсивности, яркости палитры синего цвета и его оттенков, голубые минералы. Но в этом вопросе профессиональные геологи с ювелирами не согласны. Они отмечают, что сапфиры кабошон имеют спектр цветов от голубовато-зеленых оттенков до сине-фиолетовых.

О корундах и сходстве камней

Именно изумруд кабошон выступает самой ближайшей родней сапфиров, поскольку он так же отнесен к корундам, но имеет зеленый цвет.

Натуральный самоцвет будет стоить немало, если клиенту предложили так называемые амазонские изумруды, имеющие огранку кабошон, по доступной цени, и при этом ювелирный магазин не имеет сертификата подлинности минерала, имеет место подлог.

Так, скорее всего вам предлагают шпинель, обладающую широким, схожим цветовым спектром. Помимо этого восточный топаз тоже часто выдают за корунд, мотивируя это тем, что оба они отнесены к одинаковому виду камней.

Цветовая палитра поражает своей широкой гаммой и богатством оттенков.  Кому-то может показаться, что кабошон рубин и сапфир не имеют ничего общего, но у первого стоимость значительно выше.

Хотя они тоже в определенной степени родня, оба отнесены к корундам и, также, как и падпараджа, будут символизировать девственную чистоту. В частности в России падпараджу еще именуют бесцветным топазом и не вспоминают о том, что и он относится к корундам.

В странах Востока падпараджа имеет боле поэтичное название – цветок лотоса. Природный кристалл имеет нежнейший оттенок золотистой охры.

Иголки рутила могут придать даже самому маленькому сапфиру свой особый шик, которым сам он славится во всем мире, но и даст ему так называемый эффект кошачьего глаза (за счет того, что внутри него высокий процент иголок рутила).

Ступенчатая огранка в форме изумруда

Традиционно считалось, что кабошон способен улучшить зрение, исцелить даже полную слепоту – именно в таком ракурсе его рекомендовали носить всем, кто страдает близорукостью. Для этого литотерапевты рекомендовали использовать кабошон изумруда с внешней вогнутой линзой. Но такую огранку встретить можно редко – в большинстве своем ювелиры используют для изумрудов ступенчатую огранку.

Обработанный в такой форме минерал будет отличаться достаточно крупной по своей площади плоской площадкой, которая с каждой стороны связана параллельно идущими рядами четырехугольных фацет.

Такой эффект позволит визуально расширить минерал в форме ступенек, а по достижении уровня наибольшего сечения, будет поэтапно, равномерно уменьшать его в самой нижней из частей, сводя ее к минимуму. Именно это и есть изумрудная огранка камня.

Такое название она получила в силу того, что ее в большинстве своем используют в процессе огранки именно изумруда.

Ступенчатая огранка аквамарина

В данной форме часто ограняют и алмазы, а также большинство цветных драгоценных камней – цирконий и топаз, цитрин и флюорит.

При всем этом форма основной площадки ступенчатой огранки может быть различной – в формате ромба или же треугольника, четырехугольника и трапеции.

Огранка минералов и самоцветов, когда последний имеет форму прямоугольника, с углом, усеченным в формате 8-угольника, считается классикой в ювелирной среде.  При этом багетная огранка камня — один из вариантов ступенчатой – тогда для камня характерна продолговатая четырехугольная форма.

Не менее распространенная форма огранки – в виде клина, так называемая крестовая огранка (4-угольный скос с боку камня дополнительно делиться на 4 треугольные грани).

Резьба по драгоценным минералам и камням

Большинство самоцветов может быть покрыто резьбой и гравировкой. Тогда свойства и характеристики камня имеют не настолько серьезное значение, как при его огранке.

Важно!

Отличайте кабошоны от гемм – пластинок из самоцветов, на которых вырезается определенный объемный сюжет. Если изображение выпуклое, гемма называется камеей, а изображение, уходящее в глубину минерала, ювелиры называют интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным минералам.

Читайте также:  Медный колчедан: формула и фото халькопирита, физические, магические и лечебные свойства и применение минерала

Наиболее популярны геммы из агата или из оникса, поскольку именно они позволяют выгравировать контрастный, видный силуэт, светлые формы на темном фоне и наоборот. В процессе создания колец-печаток многие мастера брали такие камни как аметист, либо же останавливали свой выбор интересных экземплярах граната или карнеола.

На геммах часто изображали растения и животных, божества и персонажи из Библии, Иисуса и его учеников. Камеи отмечены тем, что сам рисунок на камне будет рельефным, а поверхность — контрастная и ровная. При этом печатки отличаются тем, что рисунок будет врезным.

Кабошон и другие виды обработки драгоценных камней способны выявить природную красоту камня, его блеск, цвет, прозрачность и чистоту.

Источник: http://shkatullka.ru/yuvelirnaya-texnika/kaboshon-i-drugie-vidy-obrabotki-mineralov/

Кабошон

В разные периоды истории для тех или иных целей применялись различные разновидности огранки.

Кабошон — это основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, а нижней — плоская или слабовыпуклая. 

Округлая форма кабошону придается не резцом, а шлифовкой.

У темных камней в нижней части вытачивают полость, чтобы высветлить цветовой тон.

Кабошонами полируют все звездчатые камни, опалы, камни с переливчатостью (эффектом «кошачьего глаза»), лунный камень, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.

Наиболее древней, одной из первоначальных форм отделки камня, является кабошон. Во времена императоров Древнего Рима таким способом часто обрабатывали более мягкие камни.

Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью, так как прозрачные камни, обработанные в виде полного кабошона, похожи на вогнутую линзу. Этот способ долгое время был распространен при обработке изумруда, рубина, сапфира, граната.

В середине XIX века ее придавали темно-красному гранату – карбункулу. Это был самый популярный камень для брошей.

На рисунке — Двойной (выпуклый) кабошон. Простой кабошон. Двойной (выпукло-вогнутый) кабошон.

При уплощении менее выпуклой стороны выпуклый кабошон переходит во второй тип — простой кабошон, у которого нижняя поверхность плоская.

Виды кабошонов

Сегодня кабошон имеет следующие разновидности:

  • Простой кабошон, представляющий собой отрезок шара (сегмент) или овоида. Применяется он для огранки непрозрачных камней с красивой цветной поверхностью – бирюзы, яшмы и других цветных камней.
  • Двойной кабошон – чечевицеобразное тело с выпукло-вогнутой или выпуклолоской с гладкой поверхностью иногда грушевидной формы, применяется для огранки подвесок из камней с переливчатой цветной окраской, например опала, звездчатого сапфира и др.
  • Высокий кабошон – форма с сильно развитой верхей частью, применяется для полупрозрачных камней – хризопраза, сердолика, халцедона.
  • Полый или выпукло-вогнутый кабошон – форма с углублением на нижней поверхности. Применяется для прозрачных, но густо окрашенных камней – граната, альмандина.

Форму кабошона используют при обработке «кошачьего глаза», звездчатых камней, а также камней с дефектами.

Если придать камню форму кабошона со всех сторон, то получится бусина, популярная у народов Востока. Просверлив отверстие в бусинах, их нанизывают на нить и носят как ожерелье.

Если простой кабошон (шаровой сегмент) покрыть в несколько рядов треугольными площадками, то получится очень распространенная старинная форма форма огранки – роза.

Она применяется для мелких алмазов, граната, рубина и других прозрачных камней.

Огранка розой в симметричной форме состоит из полусферы с нанесенными на нее 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы.

Считалось, что изобрел огранку кардинал Мазарини. Он собрал и завещал королям Франции коллекцию алмазов. Другие предполагают, что эта огранка впервые появилась в Индии и была завезена в Европу в 16 веке купцами из Венеции.

Голландская роза имеет 24 треугольные грани. У полуголландской и антверпенской — 16 и 12 граней соответственно; у двойной голладской — 36 граней.

Грани треугольные, однако в одной разновидности огранки – крестовой розе – большиство граней четырехугольные.

Огранка бриолет (грушевидная капля) является видоизмененной формой двойной розы.

Источник: http://www.treeland.ru/article/pomo/gems/Cabochon

Что такое кабошон?

  • Кабошон — форма обработки каменного материала, максимально раскрывающая его цвет.

    Условно, можно выделить две составляющие внешней привлекательности драгоценных камней: во-первых, игра камня, во-вторых, его цвет.

    Игра обуславливается оптическими характеристиками материала, его способностью преломлять и рассеивать свет, цвет, в основном, — рождается элементами-хромофорами, входящими в его химический состав.

    Главным способом показать игру самоцвета, за исключением благородного опала, является его обработка фасетами — огранка, когда свет, падающий на верхние грани проходит сквозь камень и отражается от нижних, уже измененным, разложенным в некий спектр, широта которого зависит от оптических свойств минерала. Но цвет ограненного камня, может маскироваться его игрой, и если стоит поставить акцент именно на красоту окраски, самоцвет обрабатывают кабошоном.

    Такая форма обработки камней, когда верхней части вставки придается округлая выпуклая форма, а нижняя чаще всего просто стесывается, была первой к которой прибег человек, желая украсить себя самоцветами. Возможно, первобытный охотник разглядел окатанную самоцветную гальку в ручье, а может быть, произошло что-то менее диалектически материалистичное.

    В эпохи античности и раннего средневековья кабошонирование было единственным способом придать камню форму. Неизвестно почему древние греки, с их поклонением гармонии, не разглядели совершенство природной геометрии кристаллов, но факт остается фактом, первые попытки огранить драгоценный камень произошли лишь в XIV, а по некоторым данным, в XV столетии.

    Начиная с эпохи Возрождения, кабошон все более уступает фасетчатым огранкам, и единственным заповедником в Европе, где он сохраняет свое значение главного способа обработки драгоценных камней, оказывается Россия.

    Здесь, ювелирное искусство, вплоть до петровских времен, продолжало и развивало традиции Византии. Вставки шлифовались кабошонами, часто неправильными, сохранявшими максимально форму и размер исходного материала.

    К двадцатому столетию кабошон окончательно потерял применение для прозрачных, чистых самоцветов и, в массовом сознании, обрел дурную славу способа отделки только непрозрачных или полупрозрачных декоративных камней. Тем не менее, современные ювелирные коллекции ведущих производителей украшений все чаще обращаются именно к нему.

    Кабошон полностью раскрывает это качество драгоценного камня, под любым углом кабошонированная вставка проявляет именно цвет, не отвлекая бликами на гранях.

    Существуют формы кабошонов, позволяющие осветлить слишком темный камень, когда нижняя поверхность вставки выполняется вогнутой, или двойные кабошоны, в которых наоборот выпуклая нижняя часть усиливает насыщенность цвета, создавая эффект свечения самоцвета.

    Кроме того, есть эффекты, вроде астеризма в звездчатых сапфирах и некоторых других самоцветах, которые наиболее выигрышно выглядят именно в кабошонах. Если говорить более широко, тот же астеризм в ограненных вставках не будет преимуществом камня, скорее его просто не будет видно.

    Наличие в самоцвете включений, иных неоднородностей обычно снижают его цену в огранке, и наоборот, уместно в кабошоне. Действительно, включения, являясь центрами рассеяния света, могут создавать специфическую игру света внутри вставки.

    Такая игра не уместна, не красива в огранке, в кабошоне же она выглядит сполохами внутреннего, скрытого огня.

    К тому же, существуют пусть и бездефектные, но по тем, или иным причинам не годные в огранку разности драгоценных камней, например полупрозрачный халцедоноподобный аквамарин, которые используются для изготовления кабошонов, очень красивых и популярных среди ювелиров и их клиентов.

  • Кабошон способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором камень приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; а также обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней в отличие от огранки.

    В форме кабошона обычно обрабатываются камни, обладающие хорошим цветом или каким-нибудь оптическим эффектом (астеризм, иризация) , но не имеющие достаточно сильного блеска при огранке из-за невысокого показателя преломления или наличия внутренних дефектов. Мутные и полупрозрачные разновидности также часто шлифуются в виде кабошонов.

  • Источник: http://info-4all.ru/drugoe/chto-takoe-kaboshon/

    Материалы для изготовления бижутерии: Кабашоны

    ПодробностиКатегория: Сборка бижутерии Опубликовано: 22 Декабрь 2013

    Одними из наиболее популярных в изготовлении бижутерии материалов являются кабошоны.

    Автор: Ксения

    В основном, кабошоны изготавливаются из драгоценных и полудрагоценных камней (нефрит, бриллиант,сапфир), однако встречаются и поделочные камни (яшма, малахит и др.) со схожей формой.

    Такую высокую вариативность кабошонов можно легко объяснить, — дело в том, что применяя данную форму, камни становятся более выразительными, в них лучше раскрывается цветовая гамма и рисунок.

    Также, данная форма способствует появлению на камнях различных оптических эффектов (к примеру таких, как: иризация, переливчатость и эффект кошачьего глаза). Это позволяет максимально красиво украсить бижутерию, сумки, обувь, одежду и другие предметы.

    Кроме всего выше упомянутого, кабошоны имеют еще одно важное преимущество – они представлены на рынке в очень большом ассортименте.

    В качестве примера можно перечислить такие их виды: простые кабошоны (применяются в обработке различных непрозрачных камней), двойные (используется для переливающихся камней), высокие (когда верхняя поверхность камня удлинена) и полные (снаружи выпуклые камни).

    Однако неповторимость и изысканность достигается в кабошонах за счет причудливых и неправильных форм, именно такие камни сейчас очень популярны. Также достаточно востребованными остаются кабошоны в виде сердечек и капель.

    Производители готовы предложить прямоугольные, овальные, квадратные и круглые кабошоны. Поэтому, при выборе этих прекрасных форм, нужно четко понимать для украшения чего вы их будете использовать.

    К примеру, для создания витражей применяют разноцветные кабошоны из стекла, а пластмассовые кабошоны используются в украшении одежды и бижутерии, но вот кабошоны из искусственных и натуральных камней используют для создания различных ювелирных изделий (браслеты, серьги, подвески, кольца и др.).

    Современные рукодельницы называют кабошоном все украшения, выпуклые с одной стороны и плоские с другой. Применяют они их в изготовлении бижутерии.

    Но, откуда появился данный тип огранки, и кто его использовал первым? Какова история возникновения кабошон? Изучив различные источники, можно выдвинуть сразу несколько версий.

    Согласно одной из них, творцом кабошон является кардинал Мазарини, который завещал свою алмазную коллекцию французским королям. Другая версия гласит о том, что впервые кабошоны появились в Индии, и оттуда попали в Европу только в 16-ом веке, посредством купеческой торговли.

    В древнем мире подобной огранке подвергались такие украшения, как: изумруды, сапфиры, рубины и гранаты. А в девятнадцатых веках кабошон применялся при создании брошек, а точнее — именно эту форму предавали камню карбункул, из которого тогда и делали броши.

    В России же кабошоны использовались вплоть до 20 века, после чего начали применять другой метод обработки, а само применение кабошон стало считаться дурным вкусом.

    Но, несмотря на это, современные производители все больше начинают использовать данный способ огранки в изготовлении декоративных камней и бижутерии, популярность этой формы растет.

    Многие звезды носят украшения, выполненные из кабошона, так как она придает даме женственность и индивидуальность. Известные дизайнеры также обратили внимание на этот способ огранки и активно начали использовать его в создании своих украшений.

    Наиболее популярными видами кабошона стали: стеклянные, акриловые, малахитовые, из перламутра, из жемчуга и камня.

    Эти и другие кабошоны применяли в своих творениях такие мировые бренды, как Oscar de la Renta (в изготовлении колец, сережек и колье), Emilio Pucci (для создания изящных восточных украшений), Frida Vintage (в различных серебряных и золотых изделиях) и Diva (в производстве фирменных колец).

    Конечно, рост популярности кабошонов напрямую связан с их большой разновидностью, с умением легко сочетаться с различными стилями и модными изделиями, а также с красивым и неповторимым внешним видом.

    Купить кабошон сегодня хочет практически каждая модница, и с годами тенденция роста популярности данного вида огранки лишь увеличивается.

    А неоднозначная история появления кабошона придает ей некую загадочность и магию.

    Добавить комментарий

    Источник: https://www.mastera-rukodeliya.ru/bijuteriya/biju-lampwork/5234-kabashony.html

    Огранка кабошоном

    2013-10-18

    Кабошон — способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором камень приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней, в отличие от фасетной огранки; а также обработанный таким образом камень. Обычно отшлифованный кабошон имеет овальную или шаровидную форму, плоский с одной стороны. В более широком значении слова, кабошоном называют шлифовку драгоценных и поделочных камней, в отличие от огранки.

    В форме кабошона обычно обрабатываются камни, обладающие хорошим цветом или каким-нибудь оптическим эффектом (астеризм, иризация), но не имеющие достаточно сильного блеска при огранке из-за невысокого показателя преломления или наличия внутренних дефектов. Мутные и полупрозрачные разновидности также часто шлифуются в виде кабошонов.

    Читайте также:  Древний камень аммонит: происхождение, лечебные и магические свойства, украшения из аммонитов

    Вместе с тем некоторые камни проявляют все свои достоинства именно в виде кабошонов: «звездчатый рубин», «звездчатый сапфир», хризоберилл («кошачий глаз»), олигоклаз («лунный камень»), волосатик, бирюза, благородный опал.

    Нередко можно встретить вставки в ювелирных изделиях и из недорогих поделочных камней, таких как: нефрит, лазурит, малахит, агат, змеевик, «тигровый глаз», «соколиный глаз».

    Из множества возможных форм кабошонов лишь некоторые являются общепринятыми (стандартными). Это овал, круг, многоугольник, сердечко, кулон (грушевидная форма) и крест. В зависимости от кривизны верха различают низкие, средние и высокие кабошоны.

    Выбор формы, как правило, определяется практическими соображениями — применением в определенных изделиях, хрупкости камня. Так, камням, подверженным легкому скалыванию в тонких участках, зачастую придают овальную форму. Выбор во многом зависит от рисунка камня, от цветовых эффектов.

    Камни, обладающие астеризмом (эффектом световой звезды), целесообразно гранить кругом, высоким кругом, тогда этот эффект проявляется во всей своей красе.

    Такой камень, как чароит, стоит гранить в виде таблицы, поскольку рисунок камня таков, что выпуклые продолговатые формы не смогут раскрыть весь эффект текстуры и цвета камня. Форма может зависеть и от типа ювелирного изделия, в которое этот кабошон будет крепиться.

    Для мужских перстней-печаток наиболее подходит огранка квадратом, кругом, для женских колец — овалом. Для серег наиболее удачной формой является удлиненный овал, челнок (по типу маркизы).

    Кабошон — самый древний способ огранки. Само слово происходит от латинского cabo — голова. Очень часто, во времена императоров Древнего Рима, таким способом обрабатывались более мягкие камни. Считалось, что прозрачные камни огранённые кабошоном помогают людям, страдающим близорукостью, поскольку представляют собой вогнутую линзу.

    Этот стиль долгое время пользовался преимущественно при обработке таких цветных камней, как изумруд, рубин, сапфир и гранат; в настоящее время эти камни не обрабатываются в виде кабошона; эта форма используется лишь при обработке «кошачьего глаза», звездчатых камней и главным образом непрозрачных и полупрозрачных камней и камней с какими-либо дефектами.

    https://www.youtube.com/watch?v=zBMtzawxWtU

    Кабошоны могут быть трёх различных типов с постепенным переходом от одного к другому. Первый тип — выпуклый кабошон. Обе поверхности камня, верхняя и нижняя, изогнуты, причём кривизна имеет одинаковый знак, хотя её величина может значительно меняться.

    При огранке лунных и звездчатых камней таким способом верхнюю поверхность делают более выпуклой для лучшего проявления оптического эффекта.

    Напротив, рубину или сапфиру, обладающим глубоким цветом, при обработке в форме выпуклого кабошона придают другие очертания, так как свет легче проникает в камень со стороны менее выпуклой поверхности и более полно отражается от другой стороны с последующим усилением свечения камня.

    Опалы всегда делаются более выпуклыми на открытой стороне, но кривизна поверхности меняется в значительных пределах; они обычно круто обрезаются, если камень вставляется в кольцо. Хризоберилловый «кошачий глаз» всегда обрабатывается с искривлением основания, для того чтобы усилить цвет и сохранить вес.

    При уплощении менее выпуклой стороны выпуклый кабошон переходит во второй тип — простой кабошон, у которого нижняя поверхность плоская. Эта форма обработки обычно используется для кварцевого «кошачьего глаза» и иногда для карбункулов. Плоская сторона у камня, обработанного простым кабошоном, всегда расположена внизу.

    При смене знака кривизны нижней поверхности простой кабошон переходит в кабошон третьего типа — выпукло-вогнутый кабошон; при этом в камне внизу делается выемка, а от рундиста знак кривизны резко меняется.

    Этот способ предпочитают при обработке тёмных камней, таких, например, как густо-окрашенные карбункулы, которые, будучи огранены более толсто, почти не проявляют цвета.

    В выемку часто помещают кусочек станиоля (оловянной фольги), для того, чтобы усилить отражение света и таким образом увеличить цветовой эффект.

    Источники:

    • Г. Смит. Драгоценные камни — М.: Мир, 1984.

    Источник: https://www.jewels-dreams.ru/articles/vidy_obrabotki_kamney/ogranka-kaboshonom.html

    Мир драгоценных камней. Какие секреты спрятаны в кабошонах?

    Форму кабошона наиболее часто используют при изготовлении колец и других украшений, таких как серьги, браслеты, кулоны и ожерелья, обычно встроенных в металлический каркас, соединяющий их с другими элементами украшения.

    Обработку в форме кабошона обычно применяют для шлифования непрозрачных и полупрозрачных камней. Кроме того, этот тип обработки обычно используют для относительно мягких камней (твёрдость по Моосу ниже 7).

    Форму кабошона обязательно используют для камней с оптическими эффектами — например, для звездчатого сапфира или кошачьего глаза (хризоберилла), так как эти эффекты можно видеть только на выпуклой поверхности кабошона, и они невидимы, если камень разрезают на формы с несколькими плоскими поверхностями.

    Кабошоны чаще делают в виде овала, так как человеческий глаз труднее замечает отклонения от идеальной формы овала, чем круга. Тем не менее круглые кабошоны также очень распространены. Кабошоны могут иметь другие формы: каплевидные, грушевидные, в форме сердечка или даже произвольные.

    Существует особая форма кабошонов — так называемый «карбункул», в котором база кабошона является не плоской, а вогнутой, как правило, параллельной передней выпуклой стороне (представьте два купола один над другим).

    Используют её чаще всего в тёмных прозрачных камнях.

    Формирование камня с тонкой стенкой выявляет глубокий цвет, теряющийся в традиционных кабошонах немного большего размера, из-за чего камень выглядит слишком тёмным: тёмно-коричневым, тёмно-синим и даже чёрным.

    Обработку кабошона вручную начинают с резки плоской заготовки определённой толщины из сырьевого куска породы или минерала. Второй шаг — разметка желаемой формы с помощью шаблона.

    Сформированную грубую пластину прикрепляют (обычно с помощью воска) одной широкой стороной к деревянной палочке для легкой обработки. Камень обрезают и полируют для получения желаемой основной формы, а затем передней стороне кабошона придают форму купола, который, наконец, полируют мелким абразивом.

    Кабошоны могут выглядеть как высокий или низкий купол с фаской на краю задней стенки или без нее и иметь зоны отшлифованных поверхностей. Существует возможность обработки, сочетающая кабошон и гранёный камень.

    В лицевой стороне камень приобретает куполообразную форму, то есть это кабошон, а на заднюю сторону наносят множество граней, предназначенных для отражения обратно лучей света, проникших через лицевую сторону камня.

    Обрабатывать кабошоны из мягких минералов, таких как хризоколла, малахит, бирюза и т. д., или с минералами неравномерного состава, таких как яшма, цоизит, джаспилит, трудно, так как различные участки камня имеют различную твёрдость. Поэтому если неумело шлифовать такие камни, их поверхность может приобрести волнообразный характер.

    Часто при разработке крупных кабошонов из мягкого и/или тонкого материала, например, бирюзы, практикуют укрепление кабошона базой прочного материала, синтетического или природного. Это характерно для Соединенных Штатов.

    Кроме того, в кабошоне из опала часто прибегают к обработке в виде дублета или триплета. Дуплет представляет собой тонкую пластину из опала, приклеенную к подложке из прочного природного камня (обычно от материнской породы).

    В триплете верхнюю сторону дуплета покрывают другой дополнительной пластиной, как правило, изготовленной из прозрачного кварца, практически образующего верхнюю поверхность куполообразного кабошона, направленной на защиту опала от механических повреждений и в качестве увеличительного стекла, усиливающего цветовые эффекты.

    Всё это позволяет производить кабошоны из материала, который в противном случае не был бы пригоден для ювелирных целей из-за малой толщины и/или недостаточной прочности.

    Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/76332/

    Кабошоны из натуральных камней

    Необъятные просторы нашей страны богаты яркими и удивительно красивыми камнями, из которых ювелиры всего мира создают оригинальные и изысканные украшения. Особо редкие и прозрачные натуральные камни получили еще с древности название драгоценных, а непрозрачные разноцветные минералы и горные породы с разнообразными узорами и рисунками — полудрагоценных или поделочных камней.

    Многие мастера, чтобы раскрыть природную красоту поделочных камней, вместо огранки используют только шлифовку и полировку.

    Яркий зеркальный блеск наполняет камни светом и делает их более яркими — камни буквально «оживают».

    Чтобы добиться такого эффекта, нужно быть искусным мастером-камнерезом и уметь найти правильный подход к каждому минералу и горной породе, разглядев в них внутреннюю красоту и очертания будущего украшения.

    Что такое кабошон?

    Кабошон — это особая форма художественного изделия, выполненного из полудрагоценного или поделочного камня. Главная особенность такой формы заключается в том, что у изделия отсутствуют четкие грани, поскольку при создании кабошона мастера применяют только шлифовку и полировку.

    Самые распространенные формы кабошонов из натуральных камней:

    • Круг
    • Овал
    • Многоугольник
    • Сердце

              

    У кабошонов помимо отсутствия граней есть еще одна отличительная черта — плоское основание и выпуклая полукруглая верхняя часть.

    Чтобы подобрать для будущего кабошона правильную форму, нужно изучить оптические свойства камня, его цвет, узоры и, конечно, заранее продумать, элементом какого изделия ему предстоит стать.

    Как создаются кабошоны?

    Как правило, кабошоны изготавливают из заранее заготовленной пластины горной породы или минерала. Перед тем, как приступить к работе, мастер выбирает на пластине самый красивый рисунок, а затем накладывает на эту область трафарет — вырезанную форму будущего кабошона. Прямо на камне маркером или стеклографом ювелир делает разметку, необходимую для дальнейшей резки пластины.

    Следующий этап — обрезка пластины на специальном обрезном станке по форме трафарета с учетом припусков на обработку (шлифовку и полировку). После обрезки мастер приступает к шлифовке и формообразованию, то есть приданию изделию округлой формы, характерной для кабошона.

    Финальная стадия работы — это выравнивание поверхности изделия на планшайбах (шлифовальных станках) с использованием абразивных порошков с частицами разного размера, начиная крупными и заканчивая самыми мелкими.

    После завершения шлифовки мастер переходит к полировке на полировальном станке, применяя различные суспензии и пасты для обработки камня.

    Как только кабошон приобретет зеркальный блеск и станет идеально ровным и гладким, можно приступать к созданию самого ювелирного изделия.

    Какие камни подходят для кабошонов?

    Для создания кабошонов всегда выбираются камни с красивым рисунком. Это могут быть драгоценные самоцветы, но в большинстве случаев используют полудрагоценные или поделочные камни:

    • Яркие камни:
      • Сердолик
      • Жадеит
      • Розовый кварц
      • Пренит
      • Хризопраз
         
    • Камни без рисунков и ярко выраженных узоров:
      • Халцедон
      • Кахолонг
      • Полуопал
         
    • Псевдохроичные камни, меняющие свой цвет, с правильной ориентировкой (обработкой камня в определенном направлении, которая позволяет максимально раскрыть красоту камня и проявить его уникальные эффекты):
      • Лунный камень
      • Иризирующий или серебристый обсидиан
      • Лабрадор
      • Благородный опал

              

    Яркие и необычные цвета, затейливый узор из прожилок, разводы на поверхности – камни с такими характеристиками идеально подходят для создания кабошонов. Очень утонченно смотрятся кабошоны из тигриного глаза и других «глаз» — кошачьего, рыбьего, соколиного и т.д.

    Особенно красиво в украшениях смотрятся кабошоны с необычными эффектами – астеризмом и иризацией:

    • Астеризм – это свойство некоторых минералов испускать особый блеск в виде лучей, которые группируются в правильные геометрические фигуры.
    • Иризация – также свойство определенных камней, которое выражается в удивительно красивом внутреннем радужном сиянии при ярком свете.

         

    Иногда можно встретить кабошоны с необработанной поверхностью, такие камни тоже по-своему очень красивы и подходят для создания нестандартных, чаще всего этнических, украшений.

    Как правильно выбрать кабошоны?

    Практически все кабошоны изготавливают из ювелирно-поделочных и поделочных камней — минералов и горных пород разной плотности, твердости и окраски.

    При выборе кабошонов для ювелирного изделия важно обратить внимание на три основных свойства камня:

    1. Окраска Она определяется химическим составом минерала, его строением или различными примесями. Мастера заранее продумывают, как будет выглядеть будущее украшение, и в соответствии со своим художественным замыслом подбирают цвет кабошонов.
    2. Цветовая «игра» или переливы Переливы цвета и света зависят от структуры минерала. Кабошоны из натуральных камней могут рассеивать солнечный свет или, наоборот, интерферировать его, создавая на поверхности оригинальные световые рисунки и блеск.
    3. Твердость
      Чем выше твердость минерала или горной породы, из которой изготовлен кабошон, тем более ценным будет считаться изделие. Кроме того, от твердости зависит качество полировки. Кабошоны из поделочных камней высокой твердости легко полируются, при этом они очень долго сохраняют свою гладкую и блестящую поверхность.

              

    В нашем интернет-магазине Beadstree вы можете купить не только кабошоны из разных натуральных камней, но и фурнитуру для создания бижутерии. Наш ассортимент регулярно пополняется, поэтому советуем почаще заглядывать в каталог beadstree.ru!

    Источник: https://beadstree.ru/kaboshony/

    Ссылка на основную публикацию