Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Access to information resources is restricted on the basis of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Protection of Information».

Посмотреть причину блокировки

Что такое скань и филигрань, история данных техник, история этой техники в древней руси

Что такое скань и филигрань, история данных техник, история этой техники в древней руси

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора. Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв.

Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.

Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота.

Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом.

Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора.

Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью.

Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора.

Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие.

Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни.

Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни. На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.

Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин. В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности. В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности .

Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post166806049/

Казаковская филигрань (Юрий Беспалов) [1983]

Фильм про село Казаково — центр художественной обработки металла в технике филиграни.

Источник: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/5484-filigran.html

Филигрань: особенности и виды ремесла

Филигрань – особое ремесло, известное с давних времен. Это ювелирное искусство состоит в том, что мастера создают изящные ажурные изделия из металлической проволоки. 

Само слово филигрань, имеет в основе два латинских корня: filum и granum, в переводе означающие: нить и зерно. На Руси слово филигрань имело синоним «скань», в древнерусском языке означающее свивать, скручивать.

Техника филиграни заключается в следующем:

Чаще всего из серебряной или золотой очень тонкой проволочки, методом скручивания сплетаются нежные кружевные узоры, на которые напаиваются металлические зернышки, придающие изделию особенно нарядный вид.

Филигранные изделия должны изготавливаться из драгоценных металлов самых чистейших проб, без примесей.

Только такой металл является достаточно пластичным, для того, чтобы из него можно было создать самую тончайшую проволоку.

К сожалению, по этой же причине, уже готовое филигранное изделие остается мягким и его не сложно повредить. Поэтому у мастеров существует несколько приемов изготовления филиграни, определяющие ее разновидности.

Виды филиграни:

  • Напайная филигрань. Для увеличения прочности изделия, проволоку скручивают и напаивают на основу из тонкого листа металла. После припаивания стенку из металла могут оставлять, и она, образует собой фон за ажурным узором. Так получается «фоновая филигрань». Так же, ювелиры могут аккуратно высекать или выпиливать стенку-основу, такая техника называется «просечной филигранью».
  • Ажурная филигрань – не имеет под собой металлического основания и требует к себе нежного отношения. Однако, отсутствие фона позволяет выполнять филигрань не только в виде плоского рисунка, но и создавать трехмерные рельефы. Эту технику часто называют «Русской филигранью».
  • Объемная филигрань – это целые скульптурные композиции. Талантливые ювелиры создают шкатулки, вазы, подсвечники, разнообразные интерьерные элементы и детали, выполненные в филигранной технике.

История филиграни

Историки с точностью не могут определить, где именно впервые зародился этот промысел. Известно, что на территориях Египта и Греции найдены изделия, происхождение которых датируется еще V веком до нашей эры.

Археологические раскопки в Италии, Испании, Португалии, Крыму так же говорят о том, что еще в древнем мире мастера этих стран искусно владели ремеслом филиграни. На Руси так же существовало множество мастеров, владеющих искусством скани.

К 15-16 веку московская скань достигает наивысшего расцвета. Изделия отличаются высочайшим качеством. Создаются настоящие филигранные произведения искусства с использованием драгоценных камней, жемчуга, хрусталя.

Удивительно, что и в годы советской власти сканное ремесло не пришло в упадок, а, напротив, получило новый виток своего развития. 

В наши дни столицей российской филиграни считается Кострома.

Филигрань в современных украшениях

Украшения из филиграни являются настоящей классикой ювелирного искусства и по-прежнему находятся на пике популярности. В наши дни, как и много веков назад, девушки и женщины отдают предпочтение украшениям из филиграни. Серьги, браслеты, броши, подвески из ажурных металлических кружев придают образу женственности, элегантности и аристократичности.

В интернет-магазине beadstree.ru вы можете найти большой выбор декоративных элементов, имитирующих технику филиграни (штампованная филигрань), для создания своих собственных эксклюзивных украшений, которые подчеркнут вашу индивидуальность и неповторимый стиль.

Источник: https://beadstree.ru/o-filigrani/

Скань: русская версия древней ювелирной техники

Каждый человек слышал такие слова, как «филигранный», «филигрань», которые употребляются, если нужно подчеркнуть, насколько изящно и тонко что-то сделано, придумано. И ведь не все знают, что именно такое эта филигрань. Тем более не все в курсе, что у этого понятия есть сложившийся и получивший самостоятельную ценность синоним в русской культурной традиции — скань.

Металлическая тень на металлический плетень

Скань (или филигрань) это особый вид ювелирной техники, заключающейся в том, что произведение ювелирного искусства создается посредством нанесения на металлический фон тонких линий из драгоценных или иных металлов, которыми создается то или иной рисунок либо узор.

Само слово «скань» в старославянском языке имеет отношение к тому, что «скручено, свито вместе».

Смысл этого термина становится понятнее, если узнать, что те самые металлические нити чаще всего представляют собой скрученные из нескольких предельно тонких нитей «канатики», которые при нанесении на металлическую основу паечным либо иными способами расплющиваются и дают особый узор.

Чаще всего металлической основой служат материалы однородного блестящего цвета, а нити выполняются из цветных или драгоценных металлов. Вот примерный перечень металлов, которые могут применяться для создания ювелирных изделий в технике скани: цинк, олово, хром, алюминий, чугун, сталь, медь, медные сплавы (бронза, томпак, полутомпак, латунь, мельхиор, нейзильбер), серебро, золото.

Скань представляет собой совокупность разнообразных приемов, технических и технологических особенностей. В зависимости от их комбинаций выделяют три основные вида скани:

  • напайная скань — узор из проволоки напаивают непосредственно на листовую металлическую основу (фоновая скань, просечная скань, рельефная скань по чеканке, напайная скань с эмалью);
  • ажурная скань — декоративные элементы из металлических нитей спаиваются между собой, но не прикрепляются к основе, получается своего рода металлическое кружево (плоская ажурная скань, рельефная ажурная скань, сложная ажурная скань);
  • объемная скань — объемные изделия, составные части которых изготавливаются техникой скани, а затем соединяются между собой в конечный предмет.

Тысячелетнее искусство

Вообще-то техника филиграни является одной из наиболее древних, известных ювелирному искусству, и достаточно широко применялась везде, где развитие этого искусства сопровождалось наличием значительного количества разнообразных металлов.

На Руси ювелирные изделия в технике скани стали появляться в VII-VIII веках, в основном благодаря связям с Востоком и проходившим через русские земли торговым путям, связывавшим Восток, Византийскую империю и Северную Европу.

Сами же русские мастера освоили технику, ими названную сканью, примерно в IX столетии, так что русская филигрань, скань, смело может именоваться искусством тысячелетия.

Первые века ушли на то, чтобы постичь азы этой техники, самостоятельно понять основные технологические и творческие тонкости и хитрости. Но зато уже с XII-XIII столетий изготовленные русскими ювелирами изделия в технике скани ничем не уступали иностранным образцам.

Татаро-монгольское нашествие, особенно больно ударившее по городским центрам русских княжеств, едва не погубило русскую скань. Захватчики не только грабили уже накопленные в городах сокровища, они особенно тщательно разыскивали искусных ремесленников, которых угоняли в Орду в рабство.

Разумеется, одними из первых угонялись мастера-ювелиры. Так скань едва не погибла. Однако были захвачены далеко не все города и не все мастера-сканщики, так что с XIV века техника скани постепенно возрождается в основных ремесленных центрах — в Новгороде, во Владимире, в набирающей силу Москве.

С XV столетия особенно прославились московские мастера, изделия которых стали украшением сначала княжеских, затем великокняжеских, а потом и царских палат. Изделия в технике скань стали распространенным подарком иностранным послам и правителям в дипломатических отношениях.

Другим важным заказчиком для ювелиров стала церковь, скань применялась для создания искуснейших и прекрасных предметов церковной утвари.

Впрочем, не только столица славилась сканью — в XIX веке иностранные путешественники отмечали, что, в частности, на Русском Севере сложилась самобытная школа скани, которая своим изяществом и миниатюрностью выполняемых узоров была на уровне лучших мировых образцов филиграни.

Александр Бабицкий

Источник: http://www.luxemag.ru/art/10797.html

Скань (филигрань) – редкая техника тончайших узоров

Филигрань (по-русски — скань, англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum — «нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать).

Читайте также:  Из какой горной породы состоит пемза и какое применение находит

Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.).

Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник.

Виды ювелирной филиграни

Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф. В ажурной филиграни металлической основы нет: проволочный узор спаивается сам по себе, а зернь крепят прямо на металлическое кружево. Если «кружево» плоское, то это — плоская ажурная филигрань.

Если кружево спаивается в двух измерениях и является объёмным (трехмерный рельеф или горельеф), то это — скульптурно-рельефная ажурная филигрань.

Именно ажурную (сквозную, без фона) в иностранных источниках иногда именуют «Русской филигранью» (Russian filigree). Объёмная филигрань — кубки, вазы, подносы, ларцы и строения, и даже существа — птицы, звери.

Её создают по частям, а затем монтируют в единую композицию.

В ювелирных украшениях используют и плоскую (рамочные подвески), и ажурно-объёмную (полусферические сложно-составные броши и перстни, звеньевые и «цельные» браслеты), и скульптурную (зверьки, птички, колокольчики) ажурную филигрань из серебра и других металлов.

Кому принадлежит техника филиграни?

Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы.

Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия.. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора.

И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

Примеры Эквадорских украшений в технике скани:

Как делают украшения из скани?

Элементы филигранного узора — это веревочка, шнур, плетение, елочка, дорожка, гладь и так далее. В сущности, это кружевная аппликация из металлической нити. Часто филигрань сочетают с зернью (англ.

granulation) — мелкие шарики, которые напаивают в подготовленные ячейки (углубления). Зернь придаёт филиграни особо нарядный, изысканный вид. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Филигрань из серебра и не только- технология изготовления

Мастер-сканщик (работавший в царских или монастырских мастерских) трудился по всей «цепочке» процесса, от замысла до завершения изделия.

На современных ювелирных производствах, конечно, давно применяется разделение труда, но сама технология создания украшений из филиграни изменилась мало.

Как же выглядит технология производства филиграни? В целом, чтобы «набрать скань», сначала нужно выгнуть детали рисунка, а затем установить, подогнать, приклеить их на место. Удобнее заготовить все элементы рисунка, и уже потом закреплять их на местах.

Элементы филигранного узора гнут с помощью пинцета — корнцанга. Концы его заострены и захватывают самые тонкие «сканинки». Изогнутые детали будущей скани раскладывают на бумаге с уже нанесённым рисунком узора и набор проводят так же, как и на листовой металл (в случае фоновой скани).

«Архи-важна» плотность набора -«завитки» спаиваются лишь между собой, фон им «не помощник». При неплотном наборе ажурная скань «сыпется», что означает вторичную вставку и пайку.

При пайке бумага с нанесённым рисунком узора сгорает, а завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево.

Заключительный этап технологии изготовления филиграни включает посеребрение изделия анодным серебром 999,9. Состаривание проводят оксидированием.

Как «закалялась» скань? История расцвета филиграни

В XVII веке спрос на сканные ювелирные изделия растёт. В XVIII веке создают серьёзные сканные изделия, наряду с камнями применяют хрусталь, перламутр. Не забыты и маленькие радости — вазочки, солонки, шкатулки. С девятнадцатого века филигрань стала фабричным товаром.

Технология оттачивается, расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая витражная — ажурная филигрань с прозрачной эмалью. Пережив упадок в начале ХХ века, с середины века ювелирная техника филиграни снова обрела силу.

В 1937 году работы мастеров из села Красное-на-Волге («Красносельский кустарь», под Костромой) показали на всемирной выставке в Париже, где она взяла золото за филигранные броши, шкатулки и другие аксессуары, а в 1939 году — в Нью-Йорке.

Филигранью занялись и в селе Казачково (Вачский район Нижегородской области).

Казаковская филигрань – современное производство

Сегодня «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ) — серьёзный «филигранный» бренд (сайт кпхи.рф), специализирующийся именно на изделиях в этой технике. Украшения бренда КПХИ обычно изготовлены из посеребренного сплава.

Что отличает Казаковскую филигрань? Компонуя узор, мастер следит за гармонией его отдельных частей, за красотой линий крупных и мельчайших элементов. Работает художник и над рисунком просветов: это крайне важно в построении узора. Шарм казаковских изделий в их сквозной ажурности, — филигрань как самоцель. Сайт КПХИ раскинул филигранную паутину сильнейшего соблазна.

Приманки разнообразны: сканная посуда — разумным хозяйкам; хипстерам — филигранные флэшки; барствующему начальству — наборы для потребления алкоголя и табака. Не забыты и женские украшения — они эффектны и элегантны одновременно. Украшения «Славянка» сочетают верность стилю с оригинальностью и чистотой отделки. Отсутствие вставок смягчает цену.

Примеры изделий из Казаковской филиграни (КПХИ):

Филигрань от «Кубачей»

Кубачинские ювелиры (kubachi.su), наряду с традиционно знаменитой дагестанской техникой чернения, чеканки и гравировки, также производят невероятной красоты филигранные изделия.

Примеры работ Кубачинских ювелиров по филиграни:

Где можно купить настоящие филигранные украшения?

К сожалению, найти истинную скань не так уж просто.

Далеко не все ювелирные предприятия (и КПХИ – типичный пример) сообщают на своих сайтах названия розничных сетей, с которыми сотрудничают по реализации продукции.

В итоге, вы можете совершенно случайно «набрести» на сканные изделия, просто зайдя в обычный ювелирный магазин около дома – с тем же успехом, как и не набрести вовсе, обойдя с десяток магазинов.

Один из более надёжных на сегодняшний день способов – это посещать ювелирные выставки, которые регулярно проходят в Москве и других крупных городах (календари ювелирных выставок).

Там бывают представлены все более-менее серьёзные ювелирные компании из разных частей страны, изготовляющие украшения в самых разнообразных техниках.

И можно встретить даже тех производителей, которые вообще не торгуют через магазины, чей ассортимент можно увидеть исключительно на выставках.

Филигранные изделия производства разных стран (в том числе восточных — Непал, Тайланд) можно также при желании попробовать поискать в интернет-магазинах, а также на сайтах частных ювелиров, сайтах для коллекционеров, либо иностранных магазинах или хенд-мейд ресурсах вроде etsy.com. На последних можно встретить красивые антикварные экземпляры.

По мере нахождения производителей и торговых сетей, предлагающих настоящую филигрань, мы будем добавлять их в наши Каталог производителей и Каталог продавцов, где вы сможете их найти, задав параметры поиска.

Изделия с «элементами филиграни» против «истинной филиграни»

В ювелирных изделиях почти всегда есть элементы скани: россыпь шариков зерни, шнур или верёвочка из металла вокруг вставки с камнем или жемчугом.

Порой сканные завитки и зернь напаивают на литые или штампованные части украшения. С одной стороны, это уже не вполне скань и не чисто ручная работа.

Но такая «комби-скань» зачастую прочнее, дешевле и доступней своей благородной «кузины» — чистой филиграни ручного производства.

Баланс эстетики и практицизма даст покупателю нужный вектор. Скажем, прочность ушной мочки не безгранична. А ваша цель – объёмные серьги или подвеска.

В ажурной ручной филиграни соотношение габаритов к массе наиболее гуманно, может, это вам «на руку» (на уши). Браслеты и кольца, возможно, потребуют большей прочности, и тогда «смешанная» скань покажется «крепче» филиграни.

Главное, как и всегда – понимать разницу между истинной сканью и ее имитацией, сознательно отдавая деньги за то или иное изделие.

Для сравнения: слева — кольцо с «элементами филиграни», справа — филигранный браслет  

Как носить филигранные украшения: наши рекомендации

К ношению скани нужен подход: её «кружево» требует контрастного фона, стилевого единства с одеждой. Светлая филигрань роскошно выглядит на смуглой коже, чётко смотрится на фоне тёмных волос, с ней сочетается тёмный маникюр.

Чернёная скань особенно эффектна на бледной коже, — или с одеждой пастельной гаммы. Словом, любой контраст, — цветовой, графический или фактурный (имеем в виду гладкие ткани: сатин, атлас и т.д.), «раскроет» филигранное изделие.

И если всё учтено, то знайте: надев филигрань, вы не потеряетесь в толпе.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Ювелирные техники — виды Ювелирные изделия с эмалью | Техника горячей и холодной эмали | Техника перегородчатой эмали | Грузинская перегородчатая эмаль | Ростовская финифть

Чеканка по металлу. Техника гравирования по металлу. Тиснение на металле Чернение золота и серебра. Завод Северная чернь — классика чернения | Травление металлов. Химическое золочение. Серебрение ювелирных изделий. Оксидирование, и другие покрытия | Кольчужное плетение и его виды

Источник: http://juvelirum.ru/tehniki-obrabotki-yuvelirnyh-izdelij/skan-filigran-redkaya-tehnika-tonchajshih-uzorov/

История древней Руси

Городские ювелиры

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо, схватывал зерно или нить.

Зернь и скань, известные в инвентаре русских курганов начиная с IX и., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов.

В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы (в старых памятниках «месяца гривеньная», т. е. лунница ожерельная).

На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5—6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.

В XII—XIII вв. зернь в городах не вывелась, но применялась главным образом на звездчатых колтах, иногда в виде сплошного покрытия для лучей звезд, иногда же в виде изящных бордюров.

Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.

Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов и т. д. Ажурная скань применялась почти исключительно для трехбусинных височных колец, бусины которых делались каждая отдельно.

Для изготовления бусин туго скручивались золотые нити, и из одной сканной нити, длиной около 12—15 см, скручивая ее в разных направлениях, делали каркас, состоящий из восьми соприкасающихся окружностей и двух втулок для самого стержня, на который надеты бусины.

Читайте также:  Танк - поделка к 23 февраля : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Места соприкосновения проволочных колечек (диаметр 3—4 мм) спаяны и накрыты сверху для прочности маленькой каплей золота. Таких зерен на каждой бусине 16. Иногда для прочности между колечками протягивали дополнительные нити.

В результате получалась очень легкая, воздушная бусина, изящная и хрупкая на вид, по достаточно прочная.

Для изделий из проволоки применялась и ложновитая проволока, когда литье заменялось имитирующей его насечкой или специальной штамповкой.

Насечка делалась резцом, а штамповали проволоку в железном штампе, имеющем желобок с насечкой.

Проволоку закладывали в желобок и узким молотком вгоняли в насечки; после этого проволоку поворачивали и еще раз повторяли штамповку (см., например, колты из Святозерского клада).

Источник: http://istoiarusi.ru/gorodskie-yuveliry/zern/

Филигрань: фотографии, как создается, самые известные мастера, Оружейная палата

Филигрань — символ изящества и мастерства. Затейливо переплетенные нити из драгоценных металлов обретают форму в руках мастера. На Руси это искусство называют сканью — со старославянского «скручено, свито вместе».

Главный секрет этого ремесла — тонкая металлическая нить и замысловатое плетение, а мягкие благородные металлы — золото и серебро — лучше всего подходят для работы. Проволока вытягивается щипцами через отверстие в стальной пластине. При правильном подходе из одного грамма золота можно вытянуть 2500 метров.

Попали на Русскую землю проволочные кружева торговыми путями с Востока. А придумали эту тонкую работу в Египте. Жители Средиземноморья — греки, финикийцы и даже индийцы — не преминули перенять опыт Страны фараонов. Так начиная с VI–IV веков до нашей эры филигрань и стала основой ювелирного мастерства.

В IX веке техника скани прижилась в Киевской Руси. Мастера к ремеслу подошли творчески. Помимо маленьких шариков, «вплетали» в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. В то время скань была мало кому по карману, и ювелиры работали по заказу знати и церкви. Один из ярких примеров ювелирного мастерства — шапка Мономаха, сплошь увитая скаными узорами.

* На фотографии: Шапка Мономаха. Оружейная палата. Музеи Московского Кремля.

Искусство скани — одно из немногих, что распространились по городам и областям. Височные кольца, лунницы, бусы и браслеты плетут из золота и серебра в землях Черниговских, Переяславских, Владимиро-Суздальских и Московских. Ювелиры оглядываются на итальянский и венгерский опыт. Правда, и в рисунках, и в расцветке работы полностью самобытны.

* На фотографии: Бармы-ожерелье. XII в. Оружейная палата. Музеи Московского Кремля.

Самые известные мастера скани, основоположники самобытного русского стиля в XIV–XV веках — Иван Фомин и инок Амвросий. Фомин был мастером Государева двора, Амвросий жил и работал в Троице-Сергиевой лавре. Оба они хорошо знали секреты греческих ювелиров и умело вплели иноземные мотивы в русский орнамент. Работы самых известных мастеров Средневековья сейчас находятся в Троице-Сергиевой лавре.

Едва не погубило русскую скань татаро-монгольское нашествие. И дело даже не в том, что захватчики выгребали все самое ценное из княжеских сундуков. Велась настоящая охота за самыми искусными ремесленниками.

Мастеров первыми угоняли в Орду — в рабство. Однако не все крупные города были разграблены. Новгородские земли и хозяйство не затронули вторжения благодаря тому, что они выплачивали дань.

Удалось сохранить и мастеров, и их уникальные работы.

Спустя столетия ювелиры покрывали сканью не только украшения. Пользовались спросом сухарницы, шкатулки и даже дамские сумочки. Но самый ходовой товар — пуговицы ажурного плетения.

Делали их ремесленники-ювелиры — пуговичники. Носили такие пуговицы в дореволюционной России повсеместно и дворяне, и даже зажиточные крестьяне.

Правда, стоимость тех пуговок в два раза превышала стоимость самой одежды.

Во время революции скань оказалась на грани исчезновения. Но уже в 30-е годы ХХ века ювелиры вновь плетут драгоценные узоры. Скань стала визитной карточкой всего русского ювелирного искусства и получила мировое признание. Работы мастеров из России покорили сначала Европу, а потом и Америку. Ювелиры из села Красное Костромской области получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Второе испытание переменами, а точнее, прогрессом скань пережила в 90-х годах прошлого столетия. Как говорят мастера, «искусство легкости» не выносит потрясений, не терпит суеты — только неспешность и вдумчивый подход. Серийное производство литых украшений пытается вытеснить скань. Но настоящая ручная работа может сравниться разве что с неповторимыми морозными узорами на окнах.

Самый известный клад со сканью был обнаружен в Старорязанском городище в 1822 году. Как водится, случайно. Местные крестьяне, строившие дорогу, нашли кожаную суму, полную сокровищ.

Исследователи сделали вывод, что клад представляет собой предметы мужского и женского убранства великокняжеского достоинства. Скань эта была настолько уникальна, что по императорскому указу стала экспонатом Эрмитажа.

Самые древние изделия русских мастеров хранятся в Оружейной палате.

Источник: https://www.culture.ru/materials/32948/filigrannoe-iskusstvo

Ювелирная скань – история и изготовление

Золото и серебро не только красивы, но имеют целый ряд особенностей, очень ценных для ювелиров. Одна из них заключается в том, что они очень мягки, пластичны и вязки, благодаря чему обладают свойством вытягиваться в тончайшие нити.

Браслет с черной морской жемчужиной. Объемная скань, филигрань, бриллианты 1,3 карата, золото — 55 гр.

Еще в глубокой древности, задолго до нашей эры, люди обратили внимание на это замечательное свойство драгоценных металлов и широко использовали его при изготовлении ювелирных украшений.

Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружево, делали из гладкой проволоки различной толщины, из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, из веревочки или шнура, свитых из двух или трех металлических нитей.

Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими шариками из того же металла.

От старого русского слова «скать», то есть «ссучивать», «свивать» нити, этот технический прием получил в Древней Руси название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными». Более широко известно в быту западноевропейское обозначение того же приема — филигрань. Мелкие шарики, заполняющие сканые узоры, носят название «зернь».

Скань — одна из наиболее широко распространенных отраслей ювелирного искусства. Памятники древнего мира – изделия из серебра и золота, выполненные в Трое, на Крите, в Микенах, Египте, Греции, Александрии, уже в VI, V, IV веках до н. э. показывают в этом отношении высочайшие достижения художественного мастерства.

В Государственном Эрмитаже хранится поразительный по красоте, тонкости и чистоте работы памятник ювелирного дела IV века до н. э. — золотая серьга греческой работы с миниатюрной фигуркой Ники на квадриге, найденная в конце позапрошлого века в Феодосии, на Крымском полуострове.

Предельно мелкие, едва уловимые невооруженным глазом шарики зерни и тончайшие золотые сканые нити украшают это удивительное произведение искусства.

Как изготавливается скань

Скань делают из «чистоты», то есть из чистых, или высокопробных, золота и серебра, которые благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую про волоку.

Золото, как наиболее мягкий из драгоценных металлов, дает возможность получить наитончайшую проволочную нить. С трудом представляешь себе, что из одного грамма золота может быть вытянута нить длиной в 2500 метров.

Дешевые сканые изделия делают также из мягкой красномедной проволоки и покрывают затем позолотой или серебрят.

Брошь розовые бериллы (варабъевит) и сапфиры. Вес-17гр.

Сканые работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. Проволоку протягивают (проволакивают) вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске).

Так как отверстия эти постепенно уменьшаются по диаметру, проволока становится после прохождения каждого из них все тоньше. При этом мастеру приходится неоднократно отжигать проволоку, чтобы не порвать ее, и смазывать ее заостренный кончик маслом или натирать его воском для того, чтобы он легко входил в отверстия.

Для получения самой тонкой проволоки употребляют также медные кружки со вставленным в центре просверленным алмазом или сапфиром, через отверстие в котором протягивается проволока.

Приемы вытягивания проволоки вручную щипцами и получения более тонкой проволоки путем перематывания ее после пропуска через волочильную доску с одной катушки на другую существовали вплоть до ХХ века, когда их применяли даже в крупных ювелирных мастерских.

Сканые веревочки, так же как и гладкая проволока, пропускаются иногда через плоские вальцы, после чего получается ленточка, у которой рубчатыми остаются лишь верхний и нижний края, а боковые части становятся плоскими, гладкими.

Применение проволоки различной толщины и чередование гладких и круглых нитей, дает возможность вносить большое разнообразие в узоры, четко выделять основной рисунок, давать различные варианты сочетания гладких и рубчатых деталей орнамента.

Если сканый орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому шипчиками выгибают и раскладывают небольшие отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем и прикрепляя ее таким образом к металлу.

Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными скаными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.

Набранную на пластинку и закрепленную проволокой скань смачивают водой, посыпают легкоплавким серебряным припоем в виде опилок, смешанных с бурой, кладут на кусок древесного угля или асбеста и напаивают скань при помощи паяльной трубки.

Русские сканщики употребляли иногда вместо угля или асбеста слюду, которая также не сгорает при пайке.

При изготовлении ажурной скани рисунок делается на не очень плотной бумаге, к которой приклеивают плотно набранные, тесно соприкасающиеся отдельные детали сканых узоров.

Посыпая их легкоплавким припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканые завитки спаиваются между собой. Объемные предметы — коробки, ларцы, вазы и др.

— делают из отдельных деталей, которые затем монтируют и спаивают в целый предмет.

Изготовление золотых и серебряных нитей

В древнейшие времена проволока для сканых работ применялась не волоченая, а кованая. Ее ковали мелкими отрезками, которые в случае необходимости спаивали.

С какого времени стали применять волочение проволоки — точно установить трудно. Древнейшие образцы волоченой проволоки, найденные на территории Советского Союза (близ Сухуми), относятся к рубежу II и I тысячелетий до н. э.

В Х веке волоченная проволока была хорошо известна в ювелирном искусстве Киевской Руси.

На протяжении многих столетий как в России, так и в других странах приемы волочения проволоки оставались неизменными.

В 1893 году при раскопках Булгарецкого городища была найдена небольшая металлическая дощечка с рядами мелких круглых отверстий, очевидно служившая булгарским ювелирам волочильной доской еще в домонгольскую эпоху.

Металлические волочильные доски с тремя или четырьмя рядами отверстий для протягивания проволоки описывает живший в Х или ХI веке монах Теофил, автор сочинения о технических приемах различных отраслей искусства. Сохранились древние миниатюры с изображением нюрнбергских ювелиров, вытягивающих проволоку.

Они представляют большой интерес, так как вплоть до ХХ века оборудование и приемы работы сканых дел мастеров разных стран оставались почти такими же, как они представлены на миниатюрах XIV-ХVI веков. На миниатюре 1389 года показан процесс работы без волочильной доски.

Проволоку тянут путем перематывания ее с одной катушки на другую. На миниатюре 1489 года изображен мастер-серебряник, вытягивающий проволоку щипцами через отверстия в волочильной доске. Он сидит и раскачивается на качелях для того, чтобы развивать при вытягивании большую силу.

Еще одна миниатюра, относящаяся к 1527 году, показывает волочение проволоки на столе (станке) через волочильную доску, с перематыванием с одной катушки на другую.

В ХVII веке в художественных мастерских Московского Кремля употребляли волочильные доски, которые по купали в Торговых рядах, так же как и «плющильни», то есть вальцы для плющения проволоки, щипцы и другие необходимые для сканых работ «снасти».

Волоченая золотая и серебряная про волока изготовлялась в Древней Руси в большом количестве. Она применялась кроме сканых изделий для целого ряда работ. В XVI-XVII веках ею расшивали саадаки (колчаны для стрел и налучья), сафьяновые сапоги. Наводили узоры на металлические и деревянные предметы. Тонкая волоченая золотая и серебряная проволока употреблялась также для нанизывания жемчуга.

Во второй половине ХVII века серебряную волоченую проволоку для работы Серебряной и Мастерской палат в Кремле покупали в большом количестве в Серебряном ряду по расценке около 5 алтын за золотник.

Спрос на волоченую проволоку был велик, и уже в первой половине ХVII века встречаются «волочильники», то есть лица, занимающиеся только волочением серебра, а в начале XVIII века появляются мастерские, в которых кроме хозяина «волочильным делом» занимаются работники и ученики.

Читайте также:  «тыква-страшилка хэлло» : идеи и мастеркласы для вашего праздника

В XVIII веке волоченое серебро и золото стали употреблять для вышивок, кружев и бахромы, богато украшавших роскошные одежды.

С 1718 года волочение золота и серебра производилось на мануфактурах, а в 1734 году монополия была передана компании из десяти лиц, организовавшей «фабрики» вначале в Москве, а в 1752 году также и в Петербурге, где изготовляли всякую золотую и серебряную проволоку, бить, блестки и канитель.

Источник: http://www.sojo.ru/uvelirnye_tehniki/yuvelirnaya_skan/

Скань

Название ювелирной техники «Скань» произошло от слова «свивать» или «ссучивать», это довольно специфическая методика плетения узоров на ювелирном украшении при помощи нитей, выплавленных из драгоценных металлов. Методика «Скань» была известна уже в Древней Греции и Древнем Египте, были найдены археологические находки ювелирных изделий, выполненных в данной технике, датируемые IV– VI веком до нашей эры.

 

Современные ювелиры уже немного подзабыли методику «Скань», ведь она трудоемка и сложна в применении.

Существует масса более легких способов создавать ювелирные украшение, например – литые изделия, которые, к тому же, можно поставить на серийный поток.

А вот техника «Скань» подразумевает только кропотливую, тяжелую,  ручную работу, зато и драгоценности получаются ажурными, красивыми, элегантными и эксклюзивными.

 

Известно, что золото является очень ковким металлом, из одного грамма этого материала можно выковать проволоку примерно в один километр длиной.

Именно этим свойством и пользуются мастера ювелиры, работающие в данной технике. После выплавления драгоценной проволоки ее можно перевить, а затем и напаять на металлическую поверхность.

В итоге ювелирное изделие получается воздушным, похожим на ажурный узор.

 

Для того чтобы работать в технике «Скани» необходимы только мягкие драгоценные материалы, которые могут выплавляться в проволоку, поэтому чаще всего используют серебро и золото, хотя некоторые ювелиры работают и с медью, которая впоследствии покрывается драгоценным напылением.

 

Процесс вытягивания металла происходит следующим образом: берется волочильная доска – это специальная пластина с заранее подготовленными отверстиями различного диаметра. Вот именно через эти отверстия и протягивают проволоку.

В процессе вытягивания драгоценный металл постоянно отжигается и кончик смазывается маслом, чтобы проволока свободно входила в отверстие.

Последним этапом является протягивание почти готовой драгоценной проволоки через отверстие, просверленное в алмазе или сапфире.

 

Для изготовления украшения в технике «Скани» нет необходимости получать проволоки одинаковой длины, разная толщина материала позволит разнообразить узор изделия. Кстати, до разработки приема волочения ювелиры получали проволоку путем ковки или же перематывания драгоценных нитей с одной катушки на другую.

Иногда «Скань» можно изготавливать на бумаге, в этом случае общий узор изделия состоит из частей, которые впоследствии склеиваются. Ювелир делает пайку узоров, а бумага сгорает, оставляя лишь получившуюся композицию. Остается только закрепить ажурный узор на ювелирном изделии.

 

Если же мастер предпочитает сразу наносить «Скань» на металлическую основу, то узор тоже крепится частями. После приклеивания всех фрагментов, ювелир должен дополнительно весь узор обволочь железной проволокой, а сверху посыпать ее серебряными опилками и бурой. И, напоследок, ювелирная работа помещается либо на асбест, уголь или слюду и производится припаивание «Скани». Украшение готово.

 

 И напоследок стоит разобрать три определения, которые довольно часто путают между собой: «Скань», «Филигрань» и «Зернь». Эти три методики неотделимы друг от друга. «Скань» — это русское слово, которое подчеркивает специфическую технологию изготовления витой драгоценной проволоки.

«Зернь» — еще одна технология создания драгоценных зерен, которые используют одновременно со «Сканью». «Филигрань» — это древний термин, который объединяет эти два механизма, он произошел от латинских слов: «гранум», что значит зерно и «филюм», что значит нить.

 

Получается, что филигрань сочетает два основных элемента в себе, ювелирные изделия, созданные в этой технике – красивые узоры из драгоценной проволоки с мелкими драгоценными шариками.

 

Источник: http://www.jevel.ru/technique/uvelirnaya_tehnika_skan.html

Зернь и скань Древней Руси

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

В производстве стали применять хрусталь и перламутр. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Скань (восходит к др.-русск. 1]), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или меднойпроволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Созданная ею с высоким мастерством копия Шапки Мономаха для фильма Сергея Бондарчука «Борис Годунов» как драгоценность хранится в музее Мосфильма.

Изогнутые по рисунку ленты спаивали между собой. Сканые оклады делали ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку.

И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия.

По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое — исконно русское – обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе — европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».

Так что скань – это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и церковной утвари, окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода.

Скань или филигрань?

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением проволоки (волочильным делом). В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка – войны, революции…

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью. Третий вид – это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей.

Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник.

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото.

Скань в современности

К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров. Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы. В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью.

Ложные (литые) скань и зернь

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера.

Виды ювелирной скани

На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань – это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия.

Материалы для скани

При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу. Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления.

Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом. В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки.

На Руси техника скани имеет многовековую историю. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате.

И всё же каждое такое украшение создавалось вручную. В XX веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде.

Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий.

В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.

Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево.

Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.

Гораздо важнее здесь мастерство и талант специалиста, выполняющего поистине ювелирную работу.

Заранее развальцованную проволоку сортируют по толщине, скручивают или оставляют гладкой в зависимости от дизайнерской задумки. Скань набирается исключительно вручную.

Это не менее кропотливый процесс, так как в случае слишком долгого или слишком сильного температурного воздействия уничтожится не только бумага, но и тонкое сканное кружево.

Разновидности скани

В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя коллекция аксессуаров от Dolce&Gabbana.

Воплощение красоты и изящной лёгкости свободолюбивой птицы стало возможным благодаря сочетанию старинных секретов изготовления скани и непревзойдённого мастерства ювелиров.

В отличие от природных минералов, каждый из которых имеет уникальную форму, ювелирные вставки гранятся по особым правилам. Украшения SOKOLOV производятся в старинном центре ювелирного производства – Красном-на-Волге.

Происхождение скани

Кхудожественным изделиям из металла относятся произведения декоративно-прикладного искусства, предназначенные для использования в быту и как украшения. Ко II—I вв. до н. э.

относится ювелирное искусство Казахстана, о чем свидетельствуют фигурки животных из металла и Другие изделия, найденные при раскопках врайоне Усть-Каменогорска и других местах. Много золотых и серебряных украшений найдено вБерккаринском.

Со временем техника финифти видоизменялась и обогащалась.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Ведь скань – это изделия, состоящие из проволочных узоров. Скань в Древней Руси – это своего рода визитная карточка самобытного русского ювелирного искусства.

Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. Глядя на древние образцы изделий из зерни и скани, удивляет то, насколько незаметен на них припой.

С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий.

Источник: http://geybogemlat.ru/zern-i-skan-drevney-rusi/

Ссылка на основную публикацию