Кукла «Казак» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

  • Мне очень понравился Мк  Юлии Лазаревой. Посмотрите, не пожалеете,

  • МИНИ-БАР «ХОХОЛ» — ЗАНАЧКА ДЛЯ БУТЫЛКИ

  • Мастер-класс от Юлии Лазаревой

Кукла

Доброго времени суток! По многочисленным просьбам хочу поделиться этапами изготовления Хохла – заначки для бутылки. Так получилось, что на момент создания МК я делала Хохла на не совсем стандартную, литровую бутылку, поэтому МК будет на более сложный вариант изготовления.

Итак, нам потребуется сама бутылка, под которую будет делаться заначка; пластиковая бутылка, — в моём случае это трёхлитровая прямоугольная бутылка, на обычную бутылку 0,5 потребуется пластиковая 1,5-2 литровая, на 0,7 – 2-2,5 литровая (надо смотреть непосредственно по бутылке того, на что готовится заначка); ткань белая и синяя креп-сатин или атлас; толстые любые нитки; поролон; синтепон; толстая проволока; тесёмка; лента красного цвета; телесные колготки 40 ден; и небольшой кусок плотной ткани красного или чёрного цвета.

Первое, что мы делаем – обрезаем верхушку пластиковой бутылки. Я обрезала таким образом, чтобы подложить  на дно ещё ….не знаю как это называется, — не пенопласт, но что-то очень похожее. Делать это не обязательно, мне надо было это сделать, чтобы бутылка спиртного стояла повыше (хохол обещал получиться крупным, толстым, поэтому надо было, чтобы он при этом не был коротким).

Кукла
Кукла

Далее, мы отрезаем прямоугольник поролона толщиной 1-1,5 см. Ширина прямоугольника должна в стык обернуть бутылку, а длина должна быть с расчётом на то, чтобы её хватило завернуть полностью вовнутрь.

Но опять же – надо смотреть какая у вас бутылка и какая основа под бутылку, возможно не потребуется закладывать внутрь поролон.

В этом случае нужно будет обрезать поролон только на длину самой пластиковой бутылки.

Кукла
Кукла
Кукла

Теперь сшиваем поролон встык, аккуратность тут не особо требуется, поскольку всё закроется. Низ поролона у дна бутылки прошить через край и стянуть, верх – то же самое. Ту часть поролона, которую вкладываем в бутылку, сшивать не надо, потому что его ещё надо подкорректировать – лишнее обрезать, чтобы не было внутри бугров, потом можно под поролон немножко налить клея, чтобы он не елозил.

Толстой ниткой перетягиваем примерное место талии хохла – это для нашего удобства.

Теперь натягиваем чулок на эту конструкцию. Поскольку у меня большая бутыль, я взяла самую верхнюю часть колготок. Для меньшего объёма потребуется та часть колготок, которая должна натягиваться на ногу.

Вкладываем кусочек синтепона выше талии – это будет пузо, и на противоположную сторону, только уже ниже талии вкладываем кусочек синтепона, чтобы выделить попу нашего хохла.

Чулок затягиваем на самом дне бутылки, а сверху через край пришиваем к поролону.

Кукла

Из проволоки делаем заготовку рук. Обматываем его поролоном и синтепоном.

Кукла
Кукла

Далее прошиваем на машинке ладошку, натягиваем на заготовку. Полоску чулка так же прошиваем и натягиваем на оставшуюся часть рук (её не будет потом видно, поэтому можно использовать резинку от капроновых колгот). На ладошках прошиваем ямочки прямо насквозь.

Кукла

  1. Пришиваем ручки к туловищу как показано на фото.

Теперь отрезаем три кусочка белой ткани – рукава и ту часть, которая будет одеваться на туловище (эта же часть будет вкладываться внутрь бутылки). Её нужно сложить вдвое и сшить такой своеобразный мешочек с рукавами, как показано на фото. Рубаха должна получиться свободненькой, — на фото видно.

Одеваем этот мешочек на нашего будущего хохла, затягиваем рукавчики. По талии закалываем иголочками.

Теперь отрезаем прямоугольник синей ткани для штанишек. Он должен быть шире самого хохла. Сшиваем его и на противоположной стороне от шва сделать строчку на машине.

Шов и противоположную строчку от талии и почти до низа нужно пришить к поролону, — это будет имитация ног.

Низ и верх будущих штанишек прострочить на машинке при слабом натяжении нити, чтобы потом можно было затянуть на талии и внизу у дна бутылки. К основе пришиваем их вручную аккуратненько.

  • Теперь талию оборачиваем лентой и пришиваем краешек ленты к телу.

Теперь приступаем к голове. Голова у нас будет одеваться на горлышко бутылки, соответственно в голове должна быть дырка. Основу дырки для меньших объёмов я делала из роликов, которые остаются от бумажных полотенец или туалетной бумаги, когда они заканчиваются.

Но в данном случае ролик не подошёл по размеру. Пришлось искать что-то другое, я решила использовать верхушку от 1,5 литровой пластиковой бутылки (ничего другого на ум не пришло).

  Отрезаем кусок поролона, чтоб его хватило обернуть один раз нашу верхушку и вложить вовнутрь верхушки.

Обернули встык, зашили, внутрь налили немного клея и приклеили вложенную часть поролона. Вот такой кулёчек у нас получился.

Этот кулёчек нам нужно теперь обернуть синтепоном. Отрежем кусочек капроновых колготок, натянем на нашу будущую голову. Верхушку колготок заколем булавкой на макушке (не зашиваем пока!). Через низ вложим кусочек синтепона для носика.

    Теперь булавочками намечаем места будущих утяжек носа. На фото я отметила их цифрами. Сначала  несколько раз прошить из 1 во 2. Потом из 2 переходим в 3, не обрезая нитки. Теперь несколько раз из 3 в 4.

    Нитку не обрезаем. Намечаем булавками ноздри. Это будет точки 5 и 6. Из точки 4 переходим в точку 5, прошиваем несколько раз. Выходим в точке 4, переходим в точку 3, и из точки 3 переходим в точку 6. Так же несколько раз прошиваем. Выходим в точке 3.

    Нам нужно сделать крылья носа. Для этого из точки 3 нужно в эту же точку вернуться через точку 5, но нитка при этом проходит сверху. Затянуть. Теперь из точки 3, перейти в точку 4.

    И так же делаем вторую сторону – из точки 4 вернуться в точку 4, через точку 6, нитка сверху. Затянули.

    Теперь сами ноздри. Наметить булавочками, как показано на фото и утягиваем – из точки 3, перейти в т.5 и вернуться в точку 3 через левую булавочку, нитка сверху.  Затем перейти в т.4, из неё перейти в т.

    6 и вернуться в т.4 через правую булавочку….когда будете делать, будет понятно. Нитку не отрезаем. Если закончилась нитка, аккуратно завязываем узелок и уже с новой ниткой переходим к следующему этапу.

    Теперь через низ чулка вкладываем кусочки синтепона, формируя лицо – щёчки, подбородок,  губы. Намечаем точки утяжек, как показано на фото. Из точки 7 переходим в точку 8 и обратно, так несколько раз. Потом из точки 8 переходим в точку 10 нитка сверху и выходим в точке 9. Затягиваем и несколько раз прошиваем точки 9 и 10.

    Дальше формируем губы….как это объяснить – не знаю, показала на фото.

    Теперь через верх чулка вкладываем два кусочка синтепона для ушек. Делаем «заметочки» булавками на середине основания ушка и прошиваем эту точку нитка сверху – снизу и сверху. На фото должно быть понятно.

    Дальше поработаем немного с лицом…это надо смотреть на то, что у вас получилось и где именно надо сделать утяжки. Так же обязательно надо выделить бровки.

    1. Вот что должно получиться.

    Делаем чуб. Обрезаем сверху лишнюю часть чулка, оставшуюся по краю прошиваем стежками, берём прядку волос и вместе с этой прядкой затягиваем нить. Ещё несколько раз аккуратно закрепляем, завязываем узелок и обрезаем  нитку.

    • Ещё две прядки пришиваем на место усов.
    • Теперь низ чулка можно затянуть, вложить внутрь головы и пришить, протянув нитку через горлышко и выводя иголку на макушку.
    • Пришиваем тесьму на место ворота, но это надо делать, примерив тесьму при наличии головы на своём месте.

    Из плотной красной ткани вырезаем овал на дно хохла и четыре полуовала на боты. Сшиваем полуовалы, выворачиваем, набиваем синтепоном и пришиваем ко дну бутылки. Сверху – закрываем овалом такой же ткани и пришиваем.

    Ну и всё….Румяним щёки, рисуем акриловыми красками бровки и ВУАЛЯ!!! Наш гарный хлопец готов!

    1. источник

    Вот что вышло у меня. Естественно Все сделано на свой манер и по своей возможности. У меня основа, пивной бочонок, Но суть та же.

    Едут — едут в Дюрен наши казаки!

    Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога!

    Кукла

    И снова тряпичные куклы, в продолжение проекта «Народные куклы нашего края», но теперь уже сувенирные, подарочные для друзей из Германии

       Есть у меня хороший знакомый — Волошин Александр Васильевич. Он строитель, большой труженик, отличный семьянин, заботливый и внимательный дедушка. 

      Однажды он увидел моих тряпичных кукол, ему они очень понравились и он попросил сделать тряпичную куколку для его внучки Анастасии. Внучка взрослая, выпускалась из школы, шла на золотую медаль, в общем, такая же умница, как и дедушка.

    Читайте также:  Игрушка с «дымковской росписью» - «барышня» из пластиковой бутылки : идеи и мастеркласы для вашего праздника

       Для куклы Александр Васильевич принёс мне целых три мешка разных обрезков тканей. Его жена Галина работает в швейной мастерской, а там такого добра много.

    Для них это отходы, а для меня настоящее БОГАТСТВО!!! Когда я узнала цену этих материалов в погонных метрах (дорогие материалы), то и совсем радостно на душе стало, к тому же лоскутики подходили не только к народным куклам, но и к интерьерным, коллекционным и т.д.

    Для внучки мы решили с Александром Васильевичем сделать куколку «Успешницу». Вот такая красотка у нас получилась

    Кукла

    Кукла Кукла

    Кукла

       «Успешница» внучке понравилась, девушка, в то время как раз поступала в медицинскую академию. Чуть позже я и Александр Васильевич от души радовались за Настеньку, она стала студенткой ВУЗа, в который мечтала поступить. Все эти события были в прошлом 2018 году. 

       А месяц назад вновь ко мне подошёл Александр Васильевич, и говорит, что в гости он едет в Германию в город Дюрен к своим старым друзьям и хочет привезти им сувениры с Кубани. «Вот ваши куклы тряпичные в душу мне запали, можете ли вы мне казака и казачку сделать, да ещё и две пары нужно» — спросил он. 

       Я немного растерялась. «Казачку-хозяйку» мы с казачатами из СОШ № 53 делали, я об этом рассказывала в сообщении «»КАЗАЧКА-ХОЗЯЙКА» ИЛИ КАК КАЗАЧАТА КУКОЛ МАСТЕРИЛИ». Красивые куколки получились, мы их изготавливали в рамках межрегионального совместного проекта «Народные куклы нашего края».  В этом проекте участвовала я с учителем технологии МАОУ СОШ № 71 г. Краснодара Помыткиной Екатериной Викторовной — блог «Мастер-класс», учителем технологии Натальей Владимировной Ефремовой — блог «Творческая лаборатория» и с заведующей информационно-библиотечным центром Кузнецовой Наталией Викторовной — блог «Разноцветный мир» МБОУ ЦО № 18 г. Тулы.

       Как создать  кукол женского пола я знала, сделала их быстро, вот какие получились «Казачки-хозяйки»

    Кукла

        А вот как создать мужскую куклу знала только лишь только в общих чертах.  А нам нужен казак, да ещё и кубанский, вот задача! Погуглила… Нет мастер-классов такой куклы, как мне хочется. Правда нашла даже куклу казак-тильда, но мне не понравилась она он.

      Подумала, полистала книги о народных куклах. Одну из них мне подарила Ирина Михайловна Полещенко, блог «Волшебный фонарик», прислала из города Полысаево Кемеровской области
    Кукла

    В этой книге как раз были описания создания мужских кукол

    Кукла    Ну что, берёмся за дело? Конечно! Глаза бояться, а руки делают)))

       Определяюсь с видом куклы по способу изготовления — будет кукла — мотанка или скрутка, а поэтому вначале делаем ноги, скатывая два лоскута плотной ткани размером 53х70 см. Скатки получились высотой 19 см

    Кукла

    Снизу прикрепляем нитками (обматываем) квадратики из чёрной ткани 11х11 см, т.е. обуваем куклу в сапоги.

    Создаём голову, используя белую мягкую бумагу (бумажные полотенца) и лоскут из белой хлопчатобумажной ткани 21х21 см

    Кукла

    Теперь штанины казачьих брюк, из черного лоскута с красной тесьмой — лампасами. Черный лоскут 23х15 см, тесьма шириной 10-12 мм, длина равна длине лоскута для брюк.
    Тесьму настрачиваем на середину лоскута, обрабатываем края, выполняя подгибку наизнанку, а затем стачиваем внутренние швы штанин

    В штанины брюк вкладываем ноги-скатки, закрепляем их при помощи клея в верхней части. У заготовки для головы срезаем излишки ткани в нижней части

    Соединяем голову и скатки, используя горячий клей и толстые нитки, формируем туловище

    Кукла уже может стоять самостоятельно

    Стилизованная  казачья рубаха, имитирующая бешмет. Для неё берём красный и белый лоскут

    Основная деталь рубахи 22х18 см, рукава 16х12 см. Белые полоски ткани — руки, 21х4,5 см.

    Создаём руки и ладошки. 

    Складываем белые полоски втрое

    В области ладошек полоску ещё раз складываем вдвое, можно этот участок скрепить ниточной строчкой или при помощи горячего клея

    Ещё раз складываем «ладошки» пополам на участке строчек, закрепляем любым способом (клей, ручная или машинная строчка)

    Соединяем нижние швы рукавов рубахи, разутюживаем, но не выворачиваем

    Вкладываем в рукава «ладошки» рук, закрепляем, равномерно распределяя образовавшиеся сборки-складочки

    Теперь можно вывернуть рукава на лицевую сторону, выправить «ладошки» и низ. В верхней части рукавов прокладываем скрепляющую строчку, срезаем неровности и излишки ткани

    Руки готовы, теперь рубаха. Подгибаем и закрепляем низ

    При помощи швов «узелки» создаём стилизованные пуговицы — застёжку рубахи, намечаем места расположения газырей/газырниц. Для газырниц нужны прямоугольные лоскутки размером 3,75х5 см., которые необходимо сложить вдвое по ширине. Мягкие округлые складки формируются во время соединения газырниц с рубахой-бешметом

    Газырницы — специальные нагрудные кармашки, иногда перехваченные тесьмой, в которые вставлялись небольшие герметичные пеналы, имеющие название — газыри. Они были незаменимы в бою, в них казаки носили порох и пули, чтобы в любой момент перезарядить оружие. 

    Газыри — важный элемент традиционного кавказского наряда, причём чаще всего черкески, которую кубанские казаки заимствовали у горцев. Газыри крепились к нагрудным карманам под специальным углом, так, чтобы в случае необходимости защитить грудную клетку от удара шашкой.

    Соединяем газырницы с рубахой-бешметом

    Сшиваем средний шов спинки, и разутюживаем его

    Намечаем положение рук и выполняем их предварительное крепление, можно использовать горячий клей

    Одеваем рубаху.  Рубаха должна быть изнанкой кверху, туловище куклы вкладывается внутрь рубахи и при помощи ниток закрепляется вокруг шеи

    Рубашку отворачивая направляем вниз,  расправляем все замины, равномерно распределяем все складочки  и закрепляем в области талии нитками

    Теперь головной убор — кубанка.

    Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры, является символом чести и доблести казака. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.

    Заимствован головной убор у горцев, но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой.

    Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой.

    В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

    Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру.

    Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор.

    Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка. 

    Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

    Для шапки кубанки необходимы круг из красного сукна и полоска материала, имитирующего мех овчины или каракуля. Круглое донце шапки имеет диаметр 7,5 см, тулья шапки 6,5х21(23) см, размеры зависят от обхвата головы куклы (18-19 см)

    Используя тонкую тесьму, крестом нашиваем полосы и соединяем меховую тулью с донцем кубанки

    Примеряем шапку

     Шапка удалась, теперь нужен ремень. Его можно вырезать из обрезков натуральной или искусственной кожи. Также его можно дополнить металлическими украшениями, ремешками и т.д. 

    Пояс всегда считался наиглавнейшим оберегом для тряпичной народной куклы, некой чертой, ограждающей от злых сил. Чаще всего пояс у кукол был тканый или плетёный, кожаные ремешки крепили только мужским куклам, олицетворяющих защитников, т.к. и в жизни кожанные ремни раньше носили только мужчины.

    А созданная кукла «Казак» руками любящего человека, из семейных, личных материалов вполне может быть оберегом для мужчины, воина и любого защитника.

    Вот такой казак у меня получился

    И даже два, как просил Александр Васильевич

    И нашей новой школьной библитотеке в казачий уголок тоже нужен казак, тогда четыре

    Подарочные пары, сувениры с Кубани, которые отправятся в далёкий немецкий город Дюрен

       Дорогие друзья, я сегодня поделилась с вами своими творческими работами, образы которых создавала, основываясь на свои знания и фантазию. Кукла «Казак» — авторская, я не нашла подобных описаний. Хотя, возможно, кто-то уже и до меня пытался создать такую же народную куклу. Мне важно знать, удачно ли я  создала образ удалого казака-защитника или нет. 

    Читайте также:  Вазочка-подставка из карандашей

    С нетерпением жду ваших комментариев!!!

    Куклы казаки своими руками. Мастер-класс для родителей и детей «Казачьи обереги — обрядовые куклы — Мой Тор

    • Наталья Кондратова Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Жилище казаков и обереги»
    • Цель: ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к истории и народной культуре донского края.
    • Задачи:
    • – Закрепить знания о жилищах казаков.
    • – Приобщить детей к традициям казачьей культуры, к истокам народного творчества.
    • – Развивать трудовые навыки при изготовлении обережной куклы «Веселички», развивать мелкую моторику пальцев.
    • – Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса самостоятельного труда.

    Дети входят в группу.

    Их встречает воспитатель в казачьем костюме. Группа оформлена в стиле казачьего быта.

    Воспитатель: Здорово дневали, казачата!

    Дети: Здорово, хозяюшка!

    Еще про Тора:  Няня Аня / Кукла-оберег / Видео / Russia.tv

    Воспитатель: Посмотрите, как необычно выглядит наша группа. Сколько здесь интересных, незнакомых вещей. Какие замечательные макеты домов стоят на столах. А всё это неспроста. Сегодня мы поговорим о доме.

    Как вы думаете, сколько значений имеет слово «дом»?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Всё, что вы сказали верно. Но ещё, ребята, домом можно назвать нашу Родину – донской, казачий край. Вы знаете, почему он так называется?

    1. (Ответы детей)
    2. Воспитатель: Давайте-ка, сядем в тесный кружок, посидим рядком, поговорим о донском крае, да о том, как жили предки наши – казаки.
    3. (Дети присаживаются на подготовленные скамейки).
    4. Ребята, мы с вами потомки казаков, а кем же были казаки?
    5. (Ответы детей)

    Воспитатель: Верно, они были воинами – защищали Родину от захватчиков. Казак – это вольный человек, защитник.

    С тех времён, когда жили на донской земле наши предки казаки, многое изменилось, но мы их потомки и храним обычаи и традиции сложившиеся много – много лет назад.

    Коли казак – это воин, то и жилье должно быть у него такое, чтобы можно было быстро построить и если, что не жалко бросить.

    Первыми домами казаков стали землянки. Ребята покажите, пожалуйста, макет землянки и расскажите, как её строили.

    Ответ ребёнка: (Показывает макет)Строили землянки так: в земле рыли глубокую яму и обставляли её камышом. Камыш закрывали звериными шкурами. Из камней делали очаг, для согрева и приготовления пищи. Землянки накрывали ветками и камышом. Снаружи такое жилище было не приметным для врагов.

    Воспитатель: Позднее жилища казаков изменились. Казаки стали строить хаты. Кто желает показать макет хаты и рассказать о её строительстве?

    Ответ ребёнка: (Показывает макет) Такое жилище было без фундамента, стены – из глины. Крыша крылась камышом или соломой. Но хаты были непрочными, т. к. при разливе их размывало водой, и казаки стали строить более добротные дома – курени.

    Воспитатель: А, что значит название дома – курень?

    Ответ ребёнка: Курень, переводится с татарского языка как «круглый», но это не значит, что само здание было круглое. Просто по всему куреню можно было пройти кругом, от печки и до печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую.

    Воспитатель: Правильно, но курени были разные. Чем они отличались друг от друга?

    Ответ ребёнка: Одни курени были двухэтажные, другие одноэтажные.

    Воспитатель: От чего это зависело строительство куреней?

    Ответ ребёнка: Строительство куреней зависело от места жительства. Казаки, которые жили у реки, ставили двухэтажные курени.

    Воспитатель: Покажите, пожалуйста, макет двухэтажного куреня.

    (Дети показывают макет двухэтажного куреня).

    Воспитатель: Рассмотрим внимательно первый этаж. Как вы думаете, какие природные материалы были использованы при его строительстве и почему?

    Ответ ребёнка: Первый этаж ладили из камня, т. к. при разливе реки он оказывался в воде, а камень не размокал как глина, и не гнил как дерево. На первом этаже никто не жил, его использовали как кладовую для хранения продуктов и других вещей, необходимых в хозяйстве.

    Воспитатель: Молодцы казачата! Всё верно гутарите, всё знаете. Теперь расскажите, какие материалы были использованы при строительстве второго этажа.

    Ответ ребёнка: Второй этаж ладили из глины или дерева. Окна с деревянными ставнями, вокруг дома деревянный балкончик-балясник. Для того, чтобы в жаркий летний день отдохнуть.

    При разливе реки по нему можно было ходить, также балясник служил причалом для лодки и местом для её хранения. Крышу крыли камышом, а казаки, которые были богаче черепицей, т. к.

    камыш легко загорался, и его очень трудно было тушить.

    Воспитатель: Верно, поэтому казакам было запрещено ставить курени рядом.

    Ребята, покажите макет одноэтажного куреня, да расскажите, где же строили такие жилища.

    Ответ ребёнка: Казаки, живущие подальше от реки, там, куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени, на невысоком фундаменте из глины и дерева. Фундамент делали из камня. Крышу крыли камышом, иногда соломой. Казаки обычно красили свои курени в синий и жёлтый цвета. Это были их излюбленные цвета, так как жёлтый цвет символизировал – степь, а синий – воду.

    Воспитатель: А чем занимались казаки?

    Ответ ребёнка: Одни казаки были воинами – защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством, сеяли хлеб, выращивали скот, строили дома.

    Воспитатель: А, как вы думаете, легко ли было строить курени?

    Дети: Нет!Воспитатель: Поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходили все родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину. Одному человеку и даже всей семье с таким нелёгким трудом справиться было не под силу.

    Ребята, жилища бывают разные. Но объединяет их одно – желание каждого человека, чтобы его дом был местом утешения, покоя и безопасности. Наши предки Донские казаки защищали себя и своих близких от стихийных бедствий, проникновения недобрых людей и злых сил оберегами.

    Ой! Я же совсем забыла, об оберегах вам хотел рассказать наш Казачок – Групповичок. Не удивляйтесь. Он живёт в нашей группе очень давно, только нам не показывался. А теперь решил познакомиться, да, наверное, застеснялся и спрятался где-то. Пойду и позову его.

    • (Звучит народная казачья песня. Воспитатель переодевается в Казачка – Групповичка»)
    • Раздаётся покашливание, входит Групповичок с корзиной.
    • Групповичок: Здорово дневали, казачата!
    • Дети: Здорово!

    Групповичок: Я – Казачок – Групповичок и живу в этом детском саду со дня его основания. Слышал я, что вы здесь обсуждаете. Об оберегах гутарите.

    1. Вы знаете, что такое оберег?
    2. (Ответы детей)
    3. Послушайте,как я произнесу это слово: о-б-е-р-е-г – это значит оберегать, защищать.
    4. Обереги – это предметы приносящие благо, оберегающие дом и хозяев от разного рода напастей.

    В давние времена обережными знаками покрывалось все. Это и резные украшения на окнах, крылечках; (обращает внимание детей на предметы украшения группы) роспись посуды, вышивка на рушниках, наволочках, платках, кисетах – все эти узоры, самые настоящие обереги, защищавшие человека от всяких неприятностей.

    Даже чтобы поставить курень, в котором семья будет счастлива, нужно было правильно выбрать участок. При его закладки под углы клали – клочок шерсти, перья, воск, волос конской гривы (чтобы в хозяйстве водились, у порога зарывали глиняный горшок со злаками и бобовыми (к урожаям богатым).

    (Вытаскивает из корзины подкову)

    В курене у казаков у дверей вешали подкову. Подкова вешалась концами вверх для удержания благополучия семьи, вниз – чтобы из семьи ушли беды. Вешать нужно на один гвоздь и больше не перемещать.

    Обычно подкова была металлическая, но были и изготовленные и украшенные своими руками.

    (Вытаскивает из корзины “домовушку”)

    На кухонный стене, подальше от постороннего глаза вешали «Домовушку» – обережный веник. Хотите иметь достаток – повесьте оберег метелкой вверх. А чтобы уберечь семью от ссор и дурного глаза вниз.

    Еще про Тора:  В славянской мифологии бог грома и молнии, 5 букв, сканворд

    Домовушка служила местом для укрытия домового, хозяина дома. Все верили, что благополучие жилища зависело от почтительного отношения к нему.

    (Вытаскивает из корзины обережную куклу)

    Были на Дону и куклы – обереги, на сытость и достаток семьи, от недоброго человека, для бодрости духа. Обережными куклами не играли. Они хранились в укромном месте, подальше от людских глаз.

    О куклах- оберегах сочиняли сказки,в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол любили, берегли, передавали по наследству.

    Ох, засиделись, заслушались! А, чтобы ваши руки не знали скуки, пора их работой потешить. Мы займёмся изготовлением обережной куклы «Веселичка».

    • Прежде чем заняться делом, давайте разбудим наши руки.
    • ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    • Молоточком я стучу,
    • Дом построить я хочу,
    • Строю я высокий дом,
    • Буду жить я в доме том.
    Читайте также:  Развивающие игры для детей. Макет «Не забудем их подвиг великий» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

    Групповичок: Теперь присаживайтесь за столы и принимайтесь за работу. Поможет вам алгоритм изготовления обережной куклы.

    1. (Дети работают, Групповичок им помогает)
    2. Групповичок:Недаром в народе говорится:
    3. Не то дорого, что шито золотом,
    4. А то дорого, что добрым мастером изготовлено.
    5. Вот таки добрыми мастерами сегодня стали вы.
    6. Наши обереги готовы.

    Помните, обереги – способны приносить удачу, оберегать уют вашего дома. Но самое главное – вы должны быть порядочными, отзывчивыми, честными людьми и тогда удача не покинет вас. Доброго здоровьица вам, казачата!

    Дети: До свидания!

    (Звучит казачья песня. Воспитатель переодевается и входит в группу)

    Воспитатель: Ребята, к сожалению, я так и не смогла найти своего гостя. А, что это у вас в руках?

    (Ответы детей).

    Воспитатель: Кажется, я догадалась – это Групповичок – проказник специально меня запутал. Ну что же, казачата, с оберегами вы познакомились, куклу «Веселичку» изготовили – значит пора нам и занятие заканчивать.

    • Обратите внимание на эти лепестки. Выберите, пожалуйста, тот лепесток,который соответствует вашему настроению:
    • – красный – замечательное настроение;
    • – оранжевый – хорошее настроение;
    • – зелёный – грустное настроение;
    • – чёрный – унылое настроение.

    Дети выбирают из множества лепестков, лежащих на столе нужный. Из лепестков создают цветок. (Количество лепестков каждого цвета по количеству детей)

    Глядя на наш цветок, можно сделать вывод, что и у всех вас замечательное настроение.

    ВОПРОСЫ В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ

    1. Что нового вы узнали на занятии?

    2. Что больше всего понравилось вам на занятии?

    3. Для чего мы делали обережных кукол?

    Кукла Кукла Кукла Кукла Кукла Кукла Кукла Кукла

    Мастер-класс по изготовлению казачьей куклы — Берегини

    Кукла Мастер-класс по изготовлению казачьей куклы — Берегини.

    Добрый день уважаемые коллеги, рада приветствовать вас в нашем саду. Хочу предложить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению казачьей куклы-берегини. Но для начала расскажу вам немного о своей работе, которую провожу с детьми.

    Как вы думаете каким образом создание кукол может относится к познавательному развитию? Прежде чем приступить к изготовлению какой-либо поделки мы с ребятами обращаемся к истории возникновения этого мастерства, изучаем литературу, читаем книги о быте казаков, а для более продуктивной деятельности были разработаны серии интерактивов «История в руках»: «Лозоплетение», «Кукла-берегиня», «Роспись по дереву». Что же такое интерактив? Все просто. В переводе с анг. означает взаимодействие. Модное иностранное слово с очень действенным содержанием. Интерактив это приключение с погружением во все то, что познает ребенок. Разработанные мной интерактив включает в себя: презентации о сборе и обработке лозы, об истории происхождения деревянной посуды; видеоролики о быте казаков, исторические фото; чтение сказок о казаках, о их быте и традициях; интерактивные тетради где дети выполняли простые задания и делют зарисовки, походы к реке для сбора лозы, сбор трав для оберегов. Так же интерактив включает в себя чтение научной и исторической литературы, интерактивный музей. Завершением всегда становилось готовое изделие. Одним словом, создавая интерактив в прошлое это живое обучение в действии и взаимодействии с вовлечением детей в процесс обучения. «Слышу и забываю, вижу и запоминаю, делаю и постигаю» (древняя мудрость).

    Скачать конспект

    Больше всего детей заинтересовал процесс изготовления казачьих кукол. Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки.

    Очень жаль, что сегодня почти забыто старинное искусство создания куклы.

    Интерактивное путешествие во времена казачества, помог найти ответы на следующие вопросы: «Где и в какое время появилась кукла, и как она пришла на Кубань?», «Почему куклы имеют совершенно разное предназначение?».

    Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

    Казачьи куклы делились на обрядовые, куклы-берегини и игровые.

    Обрядовая кукла либо бережно хранится и передаются из поколения в поколение, либо уничтожается (закапывается, сжигается, топится, разрывается) Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла, как обрядовая, так и берегиня, безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым.

    Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.

    Девочки играли в кукурузные куклы. В жаркие часы, когда женщины отдыхали, девочки прятались в кукурузной тени и из початков кукурузы делали себе кукол-красавиц с длинными волосами (белыми, жёлтыми, коричневыми). «Куклы — игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах.

    Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов.

    О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти.

    Куклу брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

    Кукла сопровождала казака всю его жизнь.

    При рождении маленького казака или казачки делали куклу-пеленашку.

    Как только женщина узнавала, что у неё будет ребёнок, она начинала мастерить тряпичную куколку: связывала поначалу тулово, потом приделывала руки вместе с головкой, а уж потом наряжала простенько. Работала без ножниц и иглы (чтобы не уколоть, не поранить «младенца». Считалось, что кукла-пеленашка оберегала ребёнка от злого глаза, от болезненных напастей.

    Когда казак вырастал и приходило время идти на службу, для воина – казака делали оберег – ангелочка из ткани. В голову куклы закладывали золу из печи именно его дома, чтобы он вернулся живым после войны или службы в этот дом.

    На казачью свадьбу также обязательно делали обереги.

    Свадебную куклу должны шить подруги невесты. Это были мужская и женская фигурки с одной общей рукой «Неразлучники», которые подвешивали на свадебную тройку, чтобы они отводили на себя недобрые взгляды от молодых. С рождением ребёнка убирали эти куклы в сундук, а иногда вешали в красном углу под православными образами.

    Куклы-лихорадки или лихоманки, лиходейки. Эти куклы перетягивают на себя все болезни и сглазы всех членов семьи живущих в доме, где их размещают.

    Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Жили они в доме ровно год.

    Новых кукол лихорадок делали на старый новый год, а 15 января новых вешали у печи, а старых кукол сжигали.

    Кукла — берегиня жила в каждом кубанском доме. Её делали обязательно с использованием красного материала, завязывая узелки говорили добрые слова, узелков должно быть нечётное количество. В руках берегини обязательно находился младенец. Кукла, мать, берегиня детей, дома.

    Кукла – жница. Её предназначение было в том, чтобы урожай был хорошим. Эту куклу делали с материала коричневых оттенков, как символ пшеницы, хлеба. Делали её подпоясанной, в руках котомочка с едой, за поясом, позади ребёнок. Это означало, что женщина собирая урожай, всегда брала с собой ребёнка, поработает прибежит покормит дитя и затем вновь принимается за работу.

    «Кубышка» как оберег на достаток в доме (на хозяйственность) Куклу наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу, верили, что следующий год будет сытым и будет достаток в семье. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество.

    Почему же так крепко мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души? Да, изменился уклад нашей жизни, изменились мы сами. Но ведь мы прямые наследники того народа, что умел и хлеб растить и песни складывать, и рукотворную красоту создавать, в том числе замечательные игрушки из лоскутков. Неужели сегодня им нет места в нашей жизни? Не хотелось бы в это верить!

    • Пусть разодетые пластмассовые и фарфоровые красавицы останутся в детских уголках, но рядом с ними на свое законное место сядет простая тряпичная куколка, сшитая из нескольких цветных лоскутков.
    • В завершении нашей встречи предлагаю вам сделать свою куклу-Берегиню.
    • *
    Ссылка на основную публикацию