Мадам рококо : идеи и мастеркласы для вашего праздника

Updated: 07.05.2020

Рококо — это стиль в искусстве XVIII века, воплотивший в себе галантность и беззаботность светской жизни.

Рококо зародился во Франции и достиг наивысшего расцвета в эпоху Людовике XV и его блистательной фаворитке мадам Помпадур, поэтому часто считается французским художественным течением. Но всё-таки рококо — явление не локальное.

Тенденции рокайльного стиля нашли развитие и в других странах, хотя и не стали там художественной доминантой на значительный период. А вот во Франции зрелое рококо стало визиткой правления Луи XV. И даже получило особое название — стиль Людовика XV.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Название «рококо» происходит от слова rocaille (уменьшительного от rос — «камень», «скала»), что в переводе с французского означает скальные обломки. Иногда переводится как «скальный» и «ракушка».

Дело в том, что первые элементы этого стиля появились в декоре парковых гротов — их декорировали камнями, обломками скал, морскими раковинами. На этом фоне возник характерный элемент декора — рокайльный завиток.

А типичный орнамент называется рокайль — это слово легло в основу термина «рокайльный».

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Генезис стиля рококо и особенности рокайльной живописи

Рококо иногда считают продолжением барокко, но подобный взгляд, пожалуй, слишком упрощён. Прямо выводить рокайльную эстетику из барочной невозможно уже хотя бы потому, что во Франции барокко получило сравнительно небольшое распространение.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Но от барочной эстетики действительно были переняты некоторые внешние элементы: декоративная затейливость, плавность линий, пышность форм, эмоциональность, интерес к эротике — в противоположность холодной рационалистичности классицизма.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

И в то же время представители нового направления отказались от ключевых барочных принципов:

  • масштабность, помпезность и монументальность сменились камерностью;
  • глубокие драматические переживания уступили место лёгкой фривольности, мягкости, сентиментальности;
  • драматизм и контрастность палитры были заменены на светлую пастель и плавные цветовые переходы;
  • барочное неприятие естественности сменилось ориентацией на «естественные радости жизни», в частности — сельскую атрибутику (тут надо заметить, что понимание естественности у рокайльных живописцев было весьма специфическим — по сути, это было идеалистическое представление аристократии о приятном времяпрепровождении на лоне природы);
  • реализм в бытовых сценах сменился изображением «нежных пастушек» и «утончённых пейзан»;
  • если мастера барокко смело изображали уродство и боль, то деятели рококо категорически отказались от подобных тем и образов;
  • отказавшись от выбора эмоционально сильных тем, художники ограничили тематику галантными сюжетами;
  • практически исчезли и религиозные сюжеты (за исключением отдельных работ и росписей в храмах);
  • эмоциональность стала совсем другая, нежели в барокко — в ней нет ни надлома, ни аффектации, ни экзальтации, она более сентиментальна;
  • и даже рокайльный эротизм не таков, как жизнерадостная и сочная эротика барокко — он игрив, фриволен и пикантен.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Таким образом, новые тенденции противостояли на художественной арене не только классицизму. На первый взгляд парадоксально, но рокайльная эстетика стала не развитием, а смысловой противоположностью барокко.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Отчасти заметно даже возвращение к рафинированному изяществу маньеристов. Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) даже называл рокайльность «эротическим маньеризмом».

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

После нас хоть потоп!

Что же привело к возникновению новой эстетики? Знать устала от торжественной пышности и парадности так называемого «большого стиля» Людовика XIV — «короля-солнце».

Великолепие Версаля, отразившее принципы абсолютизма, было не слишком-то комфортным. В правление Луи XV аристократия провозгласила курс на гедонизм.

Эти настроения идеально отразились в знаменитой фразе «после нас хоть потоп», приписываемой фаворитке монарха — маркизе де Помпадур.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

В итоге светская жизнь сосредоточилась в изящных гостиных и салонах (а не в огромных версальских залах), а в искусстве был взят курс на декоративность, утончённость, игривые формы, хрупкость, поэтическую меланхоличность и даже некоторую жеманность.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

В живописи правили бал пасторали и буколика, на фоне которых разворачивались галантные сюжеты. Приметой времени стали пастушеские мотивы.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Впрочем, настоящих пастухов художники никогда не изображали. Их персонажи — это, скорее, переодетые дворяне, не знающие тягот жизни, далёкие от социальных проблем, томно воздыхающие на фоне роскошных пейзажей.

  • Часто избирались мифологические темы, большей частью пикантные — например, «роман» Леды с лебедем или соблазнение Каллисто Юпитером, принявшем облик Артемиды.
  • Художники без устали воспевали восторги возвышенной, но притом вполне плотской любви и с удовольствием живописали обнажённую натуру.
  • Венера, нимфы и другие женские образы из мифологии в изобилии представлены на полотнах.

Многие аристократки с удовольствием позировали модным живописцам без одежды. Считается, например, что на картине «Лежащая девушка» Франсуа Буше (François Boucher) изображена юная любовница короля.

В качестве жизненных ориентиров были провозглашены праздничность и праздность. В атмосфере произведений царит веселье, ликование. Кажется, что со многих полотен доносится смех.

Не было чуждо творцам и остроумие — например, оно искрится в сценках Фрагонара. Были популярны и домашние сентиментальные сюжеты, бытовые моменты фривольного типа.

  1. Возникло и оригинальное ответвление — шинуазри: ориентальная ветвь, отразившая интерес европейцев к экзотическому Китаю.

Интенсивно развивался портретный жанр. Интересно, что появилась мода на изображение дам в мифологическом антураже — например, маркиза де Помпадур у Жан-Марка Натье (Jean-Marc Nattier) предстаёт в виде Дианы-охотницы.

Или же, наоборот, в мифологических персонажах прослеживались черты реальных красавиц. К примеру, у Психеи Шарля-Жозефа Натуара (Charles-Joseph Natoire) улавливаются черты герцогини де Субиз.

  • Очень много на рокайльных полотнах очаровательных путти — младенцев с крылышками и без.
  • Кстати, портретисты часто изображали детей в виде ангелочков.

Герои картин всегда молоды и красивы. Интересна ещё одна характерная особенность рокайльности — цветущий румянец.

Он украшает даже лица героинь, похожих на фарфоровые статуэтки (в том числе и мадам де Помпадур, которая отличалась очень слабой, болезненной натурой). Это довольно противоречивое сочетание бледной хрупкости и пылающего румянца типично для рококо.

Узнаваема и палитра: лёгкая, приглушённая, даже несколько блеклая, зато богатая тонкими переливами нежных оттенков. Живописцы с удовольствием используют розоватые, голубоватые, сиреневые тона.

Выдающиеся мастера рококо

Предтечей этого направления в живописи считается Антуан Ватто (полное имя Жан Антуан Ватто, Jean Antoine Watteau), великолепно изображавший беспечные празднества и увеселения благородной публики.

Крупнейшая фигура — портретист, мастер пейзажей и мифологических сюжетов Франсуа Буше. Его звёздный час настал при мадам Помпадур.

  1. Для Буше характерно совершенство рисунка, тональная изысканность, эффектная динамичность композиций и безграничная чувственность.
  2. Утончённые сценки на фоне буколических пейзажей писал ещё один известный француз — Николя Ланкре (Nicolas Lancret).
  3. Популярностью у знатной публики пользовались работы Шарля-Жозефа Натуара и Франсуа Лемуана (François Lemoyne).

Большое значение для истории искусства имеет творчество создателя жанра исторического портрета Жан-Марка Натье. Ему позировали монархи и аристократы. В 1717 году Натье написал портреты Петра I и Екатерины I, встретив монархическую чету во время путешествия по Голландии.

Сочетание юмора и пикантности свойственно озорным картинам Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard). Не получив признания как пейзажист и мастер батального жанра, он снискал мировую славу фривольными жанровыми сценками.

Фрагонар с юмором и деликатностью воспел маленькие радости любви. Эротика у него шаловлива и очаровательна.

В Италии рокайльное искусство тоже нашло своих поклонников. Например, в этой манере работал венецианец Пьетро Лонги (Pietro Longhi).

  • Работы Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo) совмещают барочно-рокайльные черты: иногда у него прорывается тяга к пафосу и монументальности, но всё-таки превалирует изысканная воздушность.
  • В Англии прославился художник-пастелист Фрэнсис Котс (Francis Cotes), чьи портреты радуют взгляд нежным сочетанием красок.
  • Известность получили также работы ещё одного пастелиста — шведа Густафа Лундберга (Gustaf Lundberg), который учился и долго работал в Париже.
  • В Россию рокайльное искусство пришло во времена императрицы Елизаветы Петровны и сохранило определённое влияние при Екатерине II, в основном проявившись в портретистике:
  • Ивана Вишнякова (1699 — 1761);
  • Ивана Аргунова (1729 — 1802);
  • Алексея Антропова (1716 — 1795);
  • Фёдора Рокотова (1736 — 1808);
  • Дмитрия Левицкого (1735 — 1822);
  • а также представителей так называемой россики (то есть у прибывших в империю художников-иностранцев) — например, у Луи Каравака (Louis Caravaque).

Закат и критика стиля рококо

В 1750-1760-х годах во Франции начинают критиковать рокайльную «легковесность». После смерти мадам Помпадур Буше стали обвинять в непристойности.

С воцарением Людовика XVI был провозглашён курс на умеренность и строгость. Жёсткой критике подвергли «вымученность», «выкрученность», «распущенность» и «бесцельность жизни» на рокайльных полотнах деятели Просвещения, в частности, Вольтер (Voltaire).

Но, несмотря на легковесность, рокайльность внесла свою лепту в развитие искусства, показав, что оно может быть оптимистичным, светлым, лишённым морализаторства.

Художники сделали искусство максимально светским и привлекли внимание к простым человеческим радостям (пускай и с точки зрения благородного сословия).

Таким образом, они вновь, как мастера Возрождения, поставили в центр искусства человека.

Читайте также:  Квиллинг: снежинки для начинающих : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Сейчас рококо пользуется высоким спросом на аукционах. С примерами лотов можно познакомиться на сайте VeryImportantLot. Коллекционеров привлекает и их инвестиционная ценность, и замечательная декоративность: эти картины — великолепное украшение интерьеров.

Поделки на Рождество — праздничные поделки своими руками. Мастер-класс изготовления подарка к Рождеству (фото + шаблоны)

  • Праздник, который принято считать семейным, который встречают в кругу самых родных и близких людей, может для вас начаться чуть раньше, если вы захотите преобразить интерьер своего дома соответственно событию и сделать подарки своими руками.
  • Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  • Темой для интересных поделок на Рождество может быть библейская история и ее персонажи или традиционные атрибуты праздника – елка, звезда и рождественский венок, носочки для подарков и многое другое.
  • Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Присмотритесь к своему дому: декор из каких материалов подойдет для него лучше всего? Прислушайтесь к своему сердцу: какими рукотворными шедеврами вы бы хотели порадовать дорогих вам людей? Хорошенько подготовьтесь, при необходимости загляните в книжки со схемами и инструкциями, посмотрите мастер-классы и приступайте к работе!

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Самое простое

Если вы планируете подключить к работе малыша, или просто предпочитаете минимализм в оформлении помещения, обратите внимание на незамысловатые фигурки ангелов.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Сделать их можно множеством способов, применяя различные материалы. Но самыми легкими поделками на Рождество станут, пожалуй, игрушки из бумаги.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Ангел пролетел

Со способами изготовления бумажного ангела дети знакомятся еще в детском саду. Так что не удивляйтесь, если за вашим предложением последуют радостно выплеснутые идеи относительно способов изготовления поделки.

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Слегка дополнив их и украсив, вы получите уникальное произведение, которое все же произведет впечатление на кроху!

Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Мадам Рококо : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Веер + гармошка

Для этой поделки обычно используют белую бумагу, но сковывать свою фантазию стереотипами не стоит. Основа технологии – складывание листа гармошкой. Их понадобится две штуки.

  1. Из первой гармошки сформируйте веер, скрепив складки одного конца степлером или клеем, а второй изящно расправив. Это тело.
  2. Складки второй гармошки скрепите посередине, оставив свободными оба конца.
  3. Склейте места скрепления гармошек. Расправьте свободные концы второй, сформировав крылья.
  4. Выстригите из бумаги кружок, приклейте его к точке соединения крыльев с телом.
  5. Оформляя поделку, в «руки» ангелу можно дать свечу, сердце, еловую веточку, цветы – эта деталь может быть и плоской, и объемной; ее приклеивают на уровне груди фигурки.
  6. Если это – Ангел-подвеска, сзади к голове нужно приклеить петельку, которую можно замаскировать, спрятав под блестящий нимб, сделанный из серебряной или золотой фольги и тоже приклеенный к голове.

Декорировать эту поделку можно, например, сделав у крыльев и одеяний ангела ажурный край. Вместо бумажной головы можно приклеить перламутровую бусину. В руках его может быть маленький ягненок, сделанный из ватного диска.

Используйте вариант, который вам больше по душе, и ангелы, сделанные своими руками будут дарить вам радость на протяжении всех праздников.

Конус в помощь

Другой вариант этой простой поделки предлагает за основу – туловище – взять бумажный конус.

  1. Выстригите из бумаги круг нужного размера, выстригите из него сектор, составляющий не менее четверти фигуры.
  2. Намажьте клеем один из лучей получившегося угла, соедините со вторым и склейте.
  3. У готового конуса отрежьте макушку.
  4. Нарисуйте на бумаге круглую голову с присоединенной к ней узкой прямоугольной полоской. Выстригите деталь.
  5. Вставьте полоску в прорезь конуса, приклейте ее внутри.
  6. Нарисуйте расправленные или сложенные крылья так, как вы их себе представляете, или воспользовавшись шаблоном. Выстригите деталь и приклейте ее к конусу сзади.
  7. Оформите ангела по своему усмотрению: нарисуйте лицо, приклейте волосы из бумаги или ниток, украсьте голову нимбом или венком из цветов или звездочек, сделайте молитвенно сложенные ручки или вложите в одну из них бумажную трубу. Наилучший вариант подскажет фантазия.

Прекрасно, если вы будете делать их всей семьей: тогда для детей поделки на Рождество тоже станут символом праздника. А бумажные ангелы будут прекрасно смотреться, паря в воздухе. Подвесить их можно к люстре, выступающей полке, или воспользоваться специально сконструированной планкой или кронштейном.

Ангелы могут украсить собой елку или стать частью рождественской композиции. Главное, что их присутствие добавит уюта и умиротворения в ваш дом и быт.

Гори, моя звезда!

Не менее красивы и не более сложны в изготовлении могут быть рождественские звезды. Их можно сделать из бумаги, соединив между собой несколько треугольников, сложенных гармошкой, согнутой пополам и склеенной по основанию.

Прекрасной детской поделкой на Рождество станет звезда-подвеска, оклеенная блестящей мишурой или мелко настриженным дождиком.

  1. Основа выстригается из плотной бумаги или картона. Она может быть цельной или с удаленной серединой, также имеющей форму звезды.
  2. Если подвеска цельная, то ее нужно сначала загрунтовать и покрасить. Цвет можно выбрать любой. Главное, чтобы он сочетался с оформлением контура, то есть, цветом мишуры или дождика. Интересным решением будет использование перламутровых или люминесцентных красок.
  3. Если подвеска будет расположена на стене, изнанку можно не оформлять. Если же планируется прикрепить ее к люстре, планке или кронштейну, следует позаботиться об обеих сторонах звезды.
  4. После высыхания краски можно оформить контур (если середина выстрижена, то это будет главным действием в ее оформлении). Нанесите клей на основу и приклейте мишуру.
  5. Если для декора используются мелкие обрезки елочного дождя, их сыплют на клеевой слой, а после высыхания удаляют излишки.
  6. К полностью просохшей поделке крепится петля. Ее можно сделать из лески или светлой нитки, если нужно создать эффект свободного парения в воздухе. Но можно превратить ее и в дополнительный декоративный элемент, сделав из яркой атласной или упаковочной ленты или толстого блестящего шнура.

Вы заметите, что как только в доме засияют эти звезды, праздник покажется более близким. Сохранив и преумножив в себе это яркое ощущение, вы наполнитесь энергией творчества и радостью созидания.

Библейская история

Идеи и способы их воплощения будто витают в воздухе, озаренные духом праздника. Результаты творчества многих мастеров, как солидных, так и начинающих, можно увидеть на фото поделок, сделанных своими руками на Рождество. И, конечно, много внимания уделяют художники святому семейству.

  • Многочисленные композиции, выполненные в различных техниках, представляют сцену рождения Спасителя. Делают их и из пластилина, и из глины природной и полимерной, и из соленого теста.
  • Встречаются поделки, включающие в себя образы Марии, Иосифа, младенца и волхвов, созданные по технологии куклы-мотанки. Не отстают и мастера бумажного моделирования.
  • Оригинально выглядят фигурки из фетра и пластиковых бутылок. Символично – изображение вертепа и его постояльцев, склеенное с помощью нескольких палочек от эскимо.
  • Дети с удовольствием воспроизводят вертепную сцену, делая стилизованные куколки на основе цилиндров и конусов, дополненных аппликационными или рисованными элементами.

Эту работу можно сопровождать рассказом о событиях, которым посвящен праздник. Таким образом, будет сохраняться история и традиции.

Рождественский венок на любой вкус

Создавая поделки на тему Рождества своими руками, трудно отказать себе в удовольствии сделать рождественский венок. Столь разнообразны варианты и способы его изготовления, что, желая создать что-то оригинальное, невольно начинаешь думать об использовании нетрадиционных материалов и комбинировании различных техник.

  • Общей для любой такой поделки остается форма каркаса – кольцо. Чаще всего его делают из картона, фанеры или проволоки. Иногда причудливо сплетенная проволока, окрашенная аэрозольной краской, становится основой художественного решения.
  • Дополнив ее элементами из природного или подручного материала, в качестве которого могут использоваться даже комбинации шурупов, болтов и гаек, можно создать футуристический шедевр, словно соединяющий прошлое, настоящее и будущее.
  • Однако, на такие смелые решения способен не каждый, да и не для каждого интерьера подойдет такой дизайн. В этом случае стоит обратить внимание к материалам более домашним и уютным.

Ленты, ткань и мешковина

Предположим, что каркас уже готов и пора приступать к оформлению.

  1. Если основной лейтмотив дизайна помещения – спокойные тона, смело выбирайте для оформления венка плотную ткань или мешковину.
  2. Оклеить ими каркас можно как вырезав и наклеив аналогичную форму (с учетом прибавок «на швы», то есть, маскировку торцов), так и обвив их узкой полоской из выбранного материала.
  3. Интересно и по-своему мило выглядят поделки, задрапированные ситцем, сатином или поплином.

Если же нужно сделать яркий акцент или хочется добавить в оформление праздничного блеска, выбирайте парчу, шелк, атлас или ленты из этих материалов. А строгость и торжественность придадут изделию драпировки из плюша или бархата.

Читайте также:  "забавная обезьянка" : идеи и мастеркласы для вашего праздника

Оттенок серьезности и задумчивости добавит вельветовая ткань, а джинс любого цвета привнесет в декор элемент неформальности, легкомысленности или бунтарства.

Пенька и джут

В последние годы оформление с помощью шпагата и шнура из этих материалов уверенно набирает популярность. Их цвет, фактура, плотность и легкость обработки привлекает внимание все большего числа любителей хэнд-мэйда.

Такой шнур можно приклеить по кругу кольцами, спиралью или фантазийными петлями, обвить им кольцо или оклеить его заранее подготовленными элементами, сделанными из этого материала (катушками, узлами, плетенками и т.д.).

Его возможности так богаты, что иногда изделие, в оформлении которого используются, например, шнуры различной толщины, в дополнительном декоре и не нуждается. Каркас, оклеенный пенькой или джутом, уже красив. Поэтому выбирать дополнения надо умеренно и осторожно, подчеркивая скромное изящество материала.

Макароны, пуговицы, крупы

В основу дизайна рождественского венка может лечь насыпная техника с использованием материалов, которые можно найти в хозяйстве. Пригодятся макароны, крупы, бобы. Красиво и празднично будет смотреться россыпь пуговиц.

Если вы намерены остановить свой выбор на одном из этих вариантов, стоит несколько уплотнить каркас и добавить ему объема и выпуклости. Сделать это можно, приклеив в средней части кольца полосу скомканной бумаги (газеты, журнальные страницы, тетрадные или альбомные листы).

Чтобы поверхность основы опять стала ровной, оклейте возвышение слоем салфеток или кусочков бумаги (папье-маше). Затем можно приступать к оформлению.

  • Нанесите на небольшой участок каркаса слой клея
  • Насыпьте или аккуратно выложите на нем макароны, крупы или пуговицы
  • Работайте с небольшими участками, чтобы клей не высыхал раньше времени
  • Повторяйте это действие до тех пор, пока кольцо не будет оклеено полностью
  • В одном изделии можно чередовать элементы различных размеров и форм
  • Когда клей высохнет, стряхните не приклеившееся. Если образовались зазоры, заполните их.
  • Покрасьте готовый каркас аэрозольной краской.
  • Венок, оформленный пуговицами, можно не красить, если это соответствует задумке.

Этот способ подходит и для оформления рождественского венка природными материалами: листьями, шишками, желудями, семенами, веточками и т.д.

И снова декор

Дизайн украшений имеет огромное значение. Он помогает создать и почувствовать атмосферу праздника. Поэтому к выбору декора надо подходить очень ответственно:

  • Не перегружать поделку
  • Обращать внимание на сочетание цветов и размеров декоративных деталей
  • Следить за сочетаемостью фактур и т.д.
  • Соблюдать баланс и гармонию

Ход работы:

  1. Так, кольцо, оклеенное пышной сверкающей мишурой, в дополнениях не нуждается, как и венок, оформленный разноцветными пуговицами или оклеенный шишками.
  2. Каркас, оклеенный мешковиной или плотным текстилем, можно дополнить узкой тесьмой, небольшими шишками и елочными шарами, еловыми веточками и колокольчиками. Можно наклеивать на него немногочисленные кофейные зерна и желуди, сухие листья и мелкие игрушки. Подобный декор подойдет и для рождественского венка, оформленного пенькой или джутом.
  3. Неброские, скромные дополнения в виде еловых веточек с несколькими шишками и некрупными ягодками украсит поделку, задрапированную ситцем и другими простыми тканями. А вот шелк и атлас можно усыпать звездами, «запутавшимися» в пышных еловых ветвях. Главное – не спрятать под ними красиво переливающуюся материю.
  4. Венки из круп и макарон тоже интересны сами по себе, но могут быть дополнены бантиками, шишками, маленькими колокольчиками и ягодками. Хорошим дополнением и акцентом для них послужит лента-подвеска с пышным бантом или оригинальным узлом.

Любое дизайнерское решение имеет право на существование, если оно сочетается с оформлением интерьера и нравится тем, кто живет в доме. Ведь назначение декора – созидание праздничного настроения, желания веселиться и делить свою радость с родными.

В мире рукотворных чудес

Для художников, мастеров и рукодельников канун праздника – горячая пора. Эти приятные хлопоты воодушевляют, становятся поводом для освоения новых технологий и техник, совершенствования уже известных, создания эксклюзивных изделий и милых поделок в подарок друзьям.

Рождество – прекрасная возможность пополнить арсенал своих знаний, умений и навыков.

  1. Обратитесь ли вы к литературе или совершите вояж по интернет-сайтам, разработаете поделку сами или выполните, следуя пошаговой инструкции, ваша жизнь и ваш опыт непременно обогатится.

Найти же вдохновение можно в привычных образах. Воплотив их с помощью необычных, нетрадиционных материалов, еще раз убедить и убедиться в том, что красота и щедрость мира безгранична, если жить и творить с любовью.

Фото поделок на Рождество

Вышивка рококо на вязаных вещах и изделиях: пошаговые мастер-классы для начинающих

Рококо — это название стиля в искусстве, зародившегося во Франции в первой половине XVIII века. В переводе с французского — «раковина», «завиток». Узнаваемыми характеристиками эпохи были пышность, рельеф, красота и изящность. Эти черты мастерицы того времени перенесли и в вышивку. Чтобы получить эффект завитка, они применили технику обвития иглы нитью.

Вышивка в стиле рококо — это очень изящный и красивый вид рукоделия, который сегодня вновь находится на пике популярности. На первый взгляд, кажется, что выполнить орнамент очень трудно. Но, зная маленькие хитрости, освоить рококо сможет даже начинающая рукодельница.

Что такое техника вышивания рококо

Характерными особенностями техники вышивания рококо являются различные завитки, подчеркнутая декоративность, объемность, возможность минимизации отделки. В тематике преобладают растительные мотивы, используется очень много различных цветов. Если работа используется в качестве декора интерьера, то она идеально подходит под стиль модерн.

Чтобы освоить технику рококо, нужно научиться делать навив. Это стежок, в процессе выполнения которого мастерица обвивает иглу нитью и вкалывает ее в то место, откуда она вышла. Нитки при этом плавно снимаются, образуя узелки, петли, спиральки. Получившиеся завитки формируют изящный рисунок.

С помощью рельефной вышивки можно придать привычным вещам праздничный вид. Нежные, практически «живые» картинки прекрасно смотрятся не только на панно, скатертях и салфетках, но и на трикотажных кофтах, джинсах и даже сумках.

Виды приемов вышивки

Прежде чем вышивать изделие, необходимо освоить выполнение различных швов и базовых деталей.

Известны четыре основных приема в рококо:

  • стежки;
  • узелки;
  • петли;
  • спиральки.

Они отличаются друг от друга по способу навива нити и количеству витков. Другие приемы, например, навив нити на иглу не спиралькой, а петлей, как лассо, используются гораздо реже.

Стежки

Прямой стежок представляет собой объемную полоску. Количество навивов соответствует величине шага рабочей нити.

Этот элемент обычно применяется в качестве базового шва при вышивке листочков, тонких веток деревьев, цветочков. Техника стежка достаточно проста.

Выполняется он так:

  1. На полотне отмечаются две точки.
  2. Нитка выводится на лицевую часть работы в точке № 1 и аккуратно подтягивается до натяжения в ушке иголки.
  3. Игла вводится в точку № 2, находящуюся на небольшом расстоянии от первого прокола, выходит на изнанку, а затем опять на лицо через точку № 1.
  4. Натяжение нити немного ослабляется, острие иглы приподнимается над тканью и выполняется оборот (навивать нитку следует по часовой стрелке).
  5. Виток подвигается ближе к полотну.
  6. Аналогично производится еще несколько витков.
  7. Витки подвигаются ближе к работе, расправляются, и через них аккуратно протягивается иголка с нитью.
  8. Нитка тянется от себя до ее натяжения в ушке иголки.
  9. Затем иголка вкалывается с изнаночной стороны ткани и выводится на лицевую в вершине выполняемого стежка.
  10. Вышивание стежка заканчивается проведением иголки через основание шва, выводом ее на изнаночную сторону и закреплением нитки.

Следующий шов начинается в вершине предшествующего. Для этого иголка выводится с изнанки на лицо при легком ослаблении нити. При вышивании стежков работа поворачивается так, чтобы шов оказался перед мастерицей в вертикальном положении.

Узелки

Французский узелок — это элемент, при создании которого используется наименьшее число навивов. Он короче других и может выполнять роль серединки цветка.

Выполняется довольно просто:

  1. На полотне отмечаются две точки на расстоянии 1-2 мм друг от друга.
  2. Нить закрепляется на изнанке.
  3. Игла выводится на лицо в первой точке и поворачивается налево. Нитка при этом подтягивается.
  4. Игла проводится на изнанку через вторую точку и снова выводится в первой.
  5. Работа опять поворачивается. Против часовой стрелки на острие иглы выполняются 2—4 навива.
  6. Витки сдвигаются вниз по иголке как можно ближе к ткани.
  7. Игла с нитью проходит через витки и выводится на изнаночной стороне во второй точке.
  8. Нить подтягивается от себя до образования на ткани маленькой складки.
  9. Натяжение нити ослабляется, ткань разглаживается, и шовчик ложится по направлению ко второй точке.
  10. Игла опять выводится на лицо рядом с предшествующим проколом.
  11. Витки аккуратно разглаживаются иглой с сохранением натяжения нити. Это сделает ряды ровными.
  12. Для закрепления узелка иголка через вторую точку выводится на изнанку.
  13. Нитка подтягивается и закрепляется.
Читайте также:  Сколько стоит рубин: характеристика драгоценного камня, разновидности, как определяется цена за карат

Аналогичным образом можно выполнить несколько узелков, изобразив ветку с мелкими цветами, например, сирени.

Петельки

Этот способ считается разновидностью узелка. Но он выполняется с большим количеством навивов, значительно превышающем длину шага рабочей нити. Расстояние между точками прокола при этом уменьшается. Витки равномерно распределяются на нитке непосредственно перед закреплением.

Петельки служат для создания лепестков некоторых видов цветов. Они отлично смотрятся на детских трикотажных вещах.

Стежок «петля» делается следующим образом:

  1. Нитка фиксируется с изнанки, затем с помощью иглы выводится на лицевую сторону и подтягивается.
  2. Игла проводится по изнаночной стороне от второй точки к первой. Нить при этом должна находиться под иглой.
  3. Ткань разворачивается так, чтобы основание иглы «смотрело» на мастерицу.
  4. Игла приподнимается над работой, и на нее навивается нитка.
  5. Игла проходит через навив.
  6. От натянутой нити иголкой отделяется навив и придерживается большим пальцем левой руки, нить подтягивается к себе.
  7. Навив затягивается и закручивается в петлю.
  8. Игла выводится на изнанку через вторую точку.
  9. Нить подтягивается и закрепляется.

Петельками покрывается вся лицевая сторона в пределах выполняемого рисунка. После этого петли аккуратно подрезаются. В результате получается бархатистая поверхность, напоминающая плюш или велюр. Техника «петли» отлично подходит для заполнения контуров животных.

Спиральки

Спиралька, или жгутик, используется для создания цветочных лепестков (ромашек, хризантем, роз и других цветов). Большее количество витков придает этому элементу объемности.

Данный прием — самый сложный, но, если проявить немного терпения, его тоже можно освоить.

Этот стежок выполняется следующим образом:

  1. Нить фиксируется на изнанке и вытягивается на лицо.
  2. Игла стандартным швом «назад иголку» вкалывается в материал справа налево и выходит на 2/3 длины на лицо в место первого прокола.
  3. Иголка остается в полотне, нитка оборачивает ее кончик около 10—15 раз. Навивы должны достаточно туго лежать на иголке и не перекрывать друг друга.
  4. При протягивании иголки витки придерживаются пальцами левой руки.
  5. Игла входит в предшествующую точку и выводится рядом. Нить протягивается в получившиеся виточки до образования на ткани небольшой складки. Притянутая нить образует жгутик.
  6. Витки разглаживаются иголкой.
  7. Нить вытягивается с изнаночной стороны и фиксируется.

При укладывании стежков-спиралек разной длины плотно друг к другу образуется листик.

Мастер-классы по вышивке

Особой популярностью у рукодельниц пользуются ромашки и розы. Ярким дополнением к любому растительному орнаменту становятся ягодки.

Необходимые инструменты и материалы

Для создания великолепных орнаментов рококо потребуются:

  • полотно для вышивки или изделие из любой ткани, которое необходимо украсить;
  • длинные тонкие иглы;
  • тонкая шерстяная пряжа, хлопчатобумажные нитки или мулине разных цветов;
  • пяльцы.

Стежок вышивки завитками получается идеальным только при использовании специальных длинных и тонких игл. Важный критерий — равномерность по всей длине. Расширения в области ушка быть не должно — такую иголку легче протянуть через витки.

Отлично подойдут иголки для бисера, которые еще называются инструментами модистки. Иглу потолще можно использовать только при работе с толстыми нитками Тюльпан или Ирис.

Нитки необходимо подбирать прочные, упругие, ровные, не склонные к истиранию, а также соответствующие материалу. Для легких тканей подходят тонкие хлопчатобумажные нитки или мулине, а для толстого трикотажа можно взять шерстяную пряжу.

Прежде чем начать непосредственно вышивку, нужно при помощи карандаша нанести на полотно контур рисунка, натянуть материал на пяльцы, а затем можно заполнять узор стежочками, узелками, петлями и спиральками.

Ромашка

Ромашка является одним из основных элементов в стиле рококо. Каждый шовчик представляет собой новый лепесток.

Выполняется этот элемент пошагово следующим образом:

  1. На изделии при помощи карандаша рисуется цветок ромашки небольшого размера. Это и будет схема.
  2. Нить закрепляется в серединке ромашки на изнанке работы.
  3. Игла выводится на лицо от серединки к кончику лепестка.
  4. Иголка с ниткой продевается до конца и опять входит в серединке.
  5. Затем игла выводится на лицо в том же кончике лепесточка. На нее делаются навивы, после чего иголка протягивается, а навивы при этом придерживаются пальцем.
  6. Иголка вкалывается в серединку ромашки, и конец выполненного стежка притягивается нитью.
  7. Аналогичным способом вышиваются остальные лепесточки цветка.

Розочка

Роза отличается от ромашки расположением лепестков: они не распростерты, а как бы свернуты в бутон. Размер мотива увеличивается с увеличением толщины нитки и числа стежков. При вышивании тонкими нитями получается миниатюрная розочка, толстыми — пышный цветок.

Выполняется этот рисунок от центра. Для заполнения серединки используется техника «петля», а для вышивания лепесточков — «узелки».

Можно вышить розу и другим способом, при котором лепестки состоят из двух стежков с едиными вершинами:

  1. Сначала выполняются два-три маленьких шва рококо, состоящие из 7—9 витков.
  2. Затем вокруг центра по спирали выполняются несколько стежков, состоящие из 15-ти навивов.
  3. В каждом последующем ряду лепестки становятся длиннее. Для этого увеличивается количество витков.

Розочка может быть как однотонной, так и цветной. Второй вариант выполняется с использованием различных по оттенку нитей. Такая вышивка получается более яркой и выразительной.

Ягодка

Для создания этого элемента нитка накручивается на оба конца иглы.

Осуществляется это так:

  1. Нить фиксируется, выполняется стежок сверху вниз, но игла при этом не протягивается.
  2. Нить вынимается из игольного ушка и накручивается на оба конца иголки, последний навив представляет собой восьмерку.
  3. Нить снова вдевается в иголку, витки снимаются и протягиваются вниз, фиксируются шовчиком и выводятся в верхнюю часть восьмерки.
  4. Получается объемная ягодка. Ее верхняя часть пришивается к полотну.

Вышивание лентами

Цветочная вышивка эстетично смотрится в варианте с лентами. При создании ленточной вышивки чаще всего применяется шов петля, или узелок рококо.

Он выполняется так:

  1. На полотне отмечаются две точки на небольшом расстоянии друг от друга.
  2. Лента вытягивается на лицо через первую точку.
  3. Игла выводится на изнаночную сторону через вторую точку, расположенную правее первой. Лента при этом должна находиться слева от иголки.
  4. Лента продевается под острие иглы слева направо.
  5. Иголка обматывается лентой по часовой стрелке.
  6. Иголка вытягивается, навив при этом придерживается.
  7. Лента подтягивается, и получается узелок рококо.
  8. Иголка выводится на изнанку рядом с узелком.
  9. Лента расправляется, получившийся шов закрепляется.

На первый взгляд, такая вышивка может показаться достаточно сложной, но все трудности преодолимы, если научиться технике выполнения основных стежков.

Идеи для вышивания

При помощи техники рококо можно создавать объемные узоры. Основными элементами являются реалистичные и прекрасные цветы. Рисунок дополняется листиками, ягодками, веточками, узелками.

Очень интересно орнаменты рококо выглядят на трикотажных изделиях. В такой технике на кофтах, джемперах и платьях чаще всего вышивают цветочные мотивы.

Вышивка рококо для начинающих на вязаной вещи позволит быстрее освоить данную технику. Работа выполняется тонкой шерстяной пряжей.

Существует множество идей для вышивания в стиле рококо:

  • объемный орнамент на корсаже вечернего платья;
  • настенное панно с рисунком в виде венка из роз или ветки сакуры;
  • букет полевых цветов на скатерти и салфетках;
  • украшенные завитками женские и детские вещи;
  • вышитый именной вензель;
  • цветочная корзина;
  • деревце;
  • паутинка;
  • пейзаж или тематическая картина в сочетании с вышивкой бисером или крестиком и другие варианты.

Рекомендации

Научившись вышивать в технике рококо простые детали, можно переходить к более сложным элементам. Облегчить работу помогут полезные лайфхаки.

Для того, чтобы работа радовала взгляд, нужно знать несколько секретов мастериц-вышивальщиц:

  1. Чтобы нитка не расслаивалась, а шов рококо не получился сплющенным, накручивать нить на иглу следует против часовой стрелки. Накручивание слева направо делает шов достаточно тугим.
  2. Крепкое придерживание навивов пальцем не позволит им раскручиваться и расползаться при протягивании нитки.
  3. Для ослабления нитки в случае затруднения прохождения иглы через навивы нужно прокрутить ее пальцами.
  4. Чтобы добиться гладкого и объемного рисунка, каждый стежок нужно укладывать в предельной близости к предшествующему.
  5. Наиболее выигрышно смотрятся элементы рококо, вышитые шерстяными нитями на трикотажных вещах: кофтах, свитерах, шапках, варежках и других изделиях.

Освоив технику рококо, рукодельницы пробуют себя в качестве дизайнеров и начинают придумывать и создавать собственный стиль, украшая неповторимыми, самобытными узорами одежду и интерьер.

Видео

В видеоролике представлен мастер-класс по вышиванию в стиле рококо различных элементов.

Ссылка на основную публикацию