«Путешествие по народному календарю» (конспект занятия) : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

  • КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ
  • «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАРОДНОМУ КАЛЕНДАРЮ»
  • Цель:
  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.

Задачи:

  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность
  1. по цвету ваших бейджиков в условно разделились на 4 группы.Группа зимней поры итд
  2. Ход занятия.
  3. Загадка:
  4. Двенадцать братьев друг за другом ходят, Друг друга не обходят. (месяца )
  5. А теперь игра «доскажи словечко»:
  6. -12 месяцев образуют …(год)
  7. -И на каждый год мы приобретаем …календарь) -А какие мы приобретаем календари?
  8. __Чтобы знать, в какое время посеять культуру, мы приобретаем… лунные календари.

— А чтобы узнать время поста или великого церковного праздника, нам необходим .. православный календарь.

— А огороднику нужен какой?.. (огородный)

— А чтобы узнать в какой день недели будет твой день рождения мы смотрим в гражданский календарь.

— А чтобы поинтересоваться о приметах, связанных с погодой или какой обычай или обряд существует в этот день мы заглянем в …..народный календарь.

  • А кто составил народный календарь? Народ
  • по своим наблюдениям за погодой и по-своему трудовому опыту
  • в разные времена года.
  • Сейчас мы заглядываем в народный календарь только поинтересоваться, как жили наши предки, какие у них были занятия, какие были обычаи, поверья и праздники
  • Очень часто за событиями
  • И за сутолокою дней
  • Старины своей не помним,
  • Забываем мы о ней.
  • Стали более привычны
  • Нам полёты на Луну.
  • Вспомним старые обычаи!
  • Вспомним нашу старину!

– Народный календарь родился много веков назад, существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам-славянам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить.

Народный календарь выглядел в виде Годового колеса

Годовое колесо –по-славянски называлось Коло Сварога, в честь бога Неба,

Поделенно на двенадцать частей, и несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого на Земле. А названия месяцев у славян связаны с названием природных явлений.

Я предлагаю вам : Соотнесите славянское название месяцев с современным.

Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года. Попробуйте об этом догадаться.

  1. Январь – Просинец (от слова про-сиять, означает возрождение солнца)
  2. Февраль — Лютень (ветры и метели лютуют)
  3. Март — Березень, сухый (земля сохнет от сходящего снега)
  4. Апрель — Цветень (зацветают первые цветы)
  5. Май –Травень (буйство трав и зелени , всё расцветае)
  6. Июнь — Червень, Красень (так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время.) от плодов и ягод, которые, созревая в июле, отличаются особенною красноватостью 
  7. Июль — Липень (от липы в эту пору является в полном расцвете.)
  8. Август — Серпень время косить пшеницу.
  9. Сентябрь — Вересень (по времени цветения медоносного вереска)Ревуном его прозвали за гон сохатых, непогоду и дождь)
  10. Октябрь — Жёлтень,Листопад

Ноябрь — Грудень от груд замерзшей земли со снегом. Зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.

  • Декабрь — Студень  холодный месяц, как-никак.
  • Народный календарь
  • на Руси назывался месяцесловом.
  • Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни,

Народный календарь – был календарём земледельца. Тысячи лет они служили нашим предкам-славянам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Круглый год земледелец заботился о хорошем урожае хлеба, соблюдая разные обряды и традиции.

  1. Народный земельный календарь опирался на смену времен года. Не было под рукой
  2. привычных нам календарей. Предки ориентировались, глядя из окошек, по солнцу
  3. – главному ориентиру во времени.
  4. Начало зимы приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля.
  5. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.
  6. ________________________________________
  7. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.
  8. Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света, тепла и условием произрастания всего в природе:
  9. — это зимний и летний солнцевороты,
  10. — весеннее и осеннее равноденствия.
  11. Об этом очень хорошо знали славяне и эти моменты были ознаменованы праздниками, некоторые обычаи которых дошли до наших дней
  12. 22 декабря – Был и есть самый короткий день и самая длинная ночь.
  13. Тогда, по-мнению, крестьян начинались самые «страшные вечера».
  14. Считалось, оживает вся нечистая сила. И чтобы её прогнать крестьяне

устраивали шумные гуляния. И мы скоро будем вспоминать об этом празднике.

  • Вы догадались? СВЯТКИ НА ДОСКУ
  • Это слово означает колесо и символизирует колесо солнцеворота во
  •  время зимнего солнцестояния, смерть старого года и рождение нового.
  • В народе закликали:
  • Коляда-Солнцеворот
  • Стань у наших у ворот
  • Разгони Сварог потемь
  • Верни на Русь красный день
  • Огнем возгори Коло воздыми
  • Води Коло горе а свету преболе!
  • Солнышко повернись
  • Красное разожгись
  • В дорогу выезжай
  • Зимушку погоняй!
  • —А вы, ребята, слышали о таком празднике? (ответы детей)

В эти дни люди рядились в маски медведей, козы, журавлями разыгрывали весёлые сценки, пели песни, гадали о судьбе и будущем урожае, жгли костры, играли в разные игры. Существовал обычай обходить дома с пением особых поздравительных песен – колядок.

  1. Группа ребят зимней поры приготовили святочные колядки.
  2. Древние славяне обожествляли времена года и представляли их в образе русских красавиц. НАРЯЖАЕМ ЗИМУ
  3. Просмотр мультфильма «Святки»
  4. В колядках желали хозяевам богатого урожая в новом году, здоровья, хорошего приплода скота.
  5. Солнышко дальше катится по небосклону

2. Весеннее равноденствие знаменовало Благовест. (22 марта. ) НА ДОСКУ

В этот день пекли из теста птиц: куликов, грачиков, жаворонков. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки-заклички. В закличках просили принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

После долгой, вьюжной зимы с каким нетерпением и взрослые и дети ждали тёплую весну-красну. И мы нарядим весну и по обычаю будем кликать. НАРЯЖАЕМ ВЕСНУ

  • А в какой праздник мы провожаем зиму и встречаем весну?
  • На это же время приходилась русская Масленая неделя. НА ДОСКУ
  • Расскажите про Масленицу.

Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Блин символизировал яркое горячее солнце. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

  1. ЗАКЛИЧКИ про масленицу.
  2. Просмотр мультфильма «Масленица»
  3. В самый длинный день и самую короткую ночь 22 июня случается летнее солнцестояние и крестьяне справляли летний праздник Ивана Купалы.
  4. НА ДОСКУ
  5. Просмотр мультфильма «Иван Купала (чтение)

Все от мала до велика принимали участие в этом празднике. В одной из купальских песен пелось: «Кто не выйдет на Купальню- будет пень колода, а кто вый дет будет белая берёза!».

Было традицией ходить на Купалу в поле и в лес искать целебные травы и цветы, запасать их на весь год. Считалось, что сорванные в эту ночь они имеют целебную силу.

Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Существовало такое поверье:  в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник;  нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.

И мы произнесём заклички на этот праздник. Букетики цветов.

Скатывается наше солнышко по годовому колесу.

В сентябре  21 числа день осеннего равноденствия. Впереди долгая, хмурая осень, дожди. Но еще стоят погожие теплые деньки и самое время поблагодарить природу за урожай. НА ДОСКУ

«Дожинки»

Наконец-то наступило долгожданное время уборки урожая, который венчал труд земледельца. Радостная и в тоже время тяжёлая пора. 28 августа по народному календарю отмечались Дожинки, оспожинки.

К этому времени почти повсеместно уже заканчивалась жатва, поэтому народные обряды связаны в основном с освещением хлеба из муки нового помола.

Последний сноп наряжают в сарафан, обвивают лентами, и с песнями несут на мирный пир – всеобщий стол.

  • Просмотр мультфильма «Дожинки».
  • НАРЯЖАЕМ
  • СТИХ

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное – приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля – живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы

Беседа в старшей группе детского сада на тему «Русские народные праздники»

  • Беседа в старшей группе детского сада на тему «Русские народные праздники»
  • Тема: Традиции россиян (русские народные праздники)
  • Цель: познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.
  • Ход занятия
  • — Наши предки умели и любили веселиться.

— Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей)

— Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)

Наши предки — русские люди — всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.

Вы спросите, как? Садитесь на ковер, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие по прошлому.

(Звучит музыка, в это время открывается ширма, взору предстает декорация: с одной стороны — русская изба, береза, с другой стороны — церковь, картины и сцены из жизни русского народа.)

Читайте также:  Мастер-класс "Снегурочка-колокольчик" : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Воспитатель начинает рассказ.

— Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков.

  1. Христос воскрес!
  2. Повсюду благовест гудит,
  3. Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

— Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом.

Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти — всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались — христосовались — и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи.

Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

— Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами. (Воспитатель предлагает иллюстрации, фото.) А вот эти яйца делали из стекла,

дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц надо было изготовить много — для подарков родным и близким, для игр.

Хотите, и мы поиграем. Вот у нас горка из доски, под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко.

И если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок, (дети играют)

— Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах.

— Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы еще знаете русский народный праздник? (ответы детей) Это Рождество. Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси? (Да.)

— Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января.

Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет.

Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем. (Дети рассматривают иллюстрации.)

— Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

— Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ.

— Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель.

«Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты — колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке.

Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», — сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила.

Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел

сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка.

Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг — пальму и маслину.

И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

— Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (Изображены народные гуляния на Масленицу.)

  • Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.
  • Душа ль ты, моя Масленица,
  • Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
  • Приезжай ко мне в гости на широкий двор
  • На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

— После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел свое название.

Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «перелом», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечера», суббота — «посиделки», воскресенье — «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины.

Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.

Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.

В июне, на Троицу, вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жилье украшали травой, цветами, ветками.

Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных».

Вот так наши предки праздновали свои праздники.

— Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод какого-нибудь русского народного праздника. (Дети рисуют.)

Беседа с детьми старшей группы «Традиции россиян (русские народные праздники)»

Цель: 

  • познакомить с традиционными русскими народными праздниками;
  • учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности;
  • прививать любовь к традиционным праздникам;
  • развивать понимание названий праздников.

Ход беседы:

— Наши предки умели и любили веселиться. Ребята, а вы любите праздники? А почему? А какие вы знаете праздники? (ответы детей) Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки? (ответы детей)

Наши предки — русские люди — всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? Закройте глаза…мы отправляемся в путешествие по прошлому (звучит русская народная мелодия).

Воспитатель начинает рассказ.

— Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках.

Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по особому готовили праздничное угощение.

Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Вот послушайте, какое стихотворение написал А. Майков.

  1. Христос воскрес!
  2. Повсюду благовест гудит,
  3. Из всех церквей народ валит,
  4. Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

— Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики. Во время Пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть и такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом.

https://www.youtube.com/watch?v=VfS0FvsWvGQ\u0026t=851s

Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям свое прощение. Пусть никто не боится смерти — всех освободила смерть Христа». Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались — христосовались — и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо — символ Пасхи.

Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц.

— Подойдите к выставке. Посмотрите, эти яйца раскрашивали вы сами. (Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации, фото.) А вот эти яйца делали из стекла, дерева, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расшивали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.

Яиц надо было изготовить много — для подарков родным и близким, для игр. Хотите, и мы поиграем. Вот у нас горка из доски, под горкой на ровной площадке разложены мелкие игрушки. Каждый катит с горки свое яичко.

И если оно задевает какую-нибудь игрушку, то он получает ее в подарок (дети играют).

— Всю Пасхальную неделю звучал колокольный звон. Кто хотел, мог забраться на колокольню и позвонить. На площадях устанавливались карусели, устраивались состязания.

Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Ребята, понравился вам праздник Пасхи? А какой вы еще знаете русский народный праздник? (ответы детей) Это Рождество.

Хотите, я расскажу вам, как праздновалось Рождество на Руси? (Да.)

— Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет.

Читайте также:  Камень гелиотис: полезные свойства, изделия, применения

Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем.

(Дети рассматривают иллюстрации.) Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу.

 Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ…

— Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», — сказала пальма маслине.

«Возьмите и меня с собой», — попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты — колючие иглы да липкую смолу?» — спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», — сказала пальма.

Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками.

И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг — пальму и маслину.

И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».

— Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. (Изображены народные гуляния на Масленицу.)

  • Воспитатель с детьми вспоминают, как они встречали в детском саду Масленицу.
  • Душа ль ты, моя Масленица,
  • Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.
  • Приезжай ко мне в гости на широкий двор
  • На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

— После таких слов выезжала Масленица, и начиналось веселье. Гуляли люди всю неделю, каждый день имел свое название.

Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «перелом», четверг — «широкий», пятница — «тещины вечера», суббота — «посиделки», воскресенье — «прощеный день». Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины.

Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Первый блин отдавали нищему на помин усопших предков.

Весной, в мае, люди дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов.

В июне, на Троицу, вереницей ходили на луга, прыгали через костры. Жилье украшали травой, цветами, ветками.

Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных».

Вот так наши предки праздновали свои праздники.

— Ребята, а сейчас нарисуйте эпизод русского народного праздника, который вам нравится и больше всего запомнился. (Дети рисуют.)

  1. Конспект занятия на тему
  2. «Путешествие по народному календарю»
  3. Цель:
  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.

Задачи:

  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

Классный час " Путешествие по народному календарю. Святочные вечера"

Классный час «Святки»

Цель: познакомить учащихся с обычаями и традициями, связанными с празднованием Святок на Руси. Дать возможность каждому учащемуся реализовать свои творческие возможности.

Образовательная задача: расширять знания учащихся о культуре и традициях русского народа.

Воспитательная задача: способствовать привитию интереса к изучению истории и традиций русского народа. Воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность.

Развивающая задачи: развивать творческие способности учащихся. Развивать у учащихся умения общаться друг с другом при организации и проведении внеклассного мероприятия.

  • Форма проведения: путешествие в мир традиций и обычаев русского народа
  • Этапы подготовки классного праздника:
  • Главное в работе – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность, сотрудничество с учителями и родителями, выступающих в роли помощников и советчиков.
  • При работе над классным праздником необходимо соблюдать принцип доступности и учета возрастных особенностей.
  • Оформление класса: Экран для демонстрации мультимедийной презентации (по середине классной доски).

Обсуждение идеи, сюжета;Распределение ролей, их разучивание;Репетиции;Обсуждение, изготовление декораций, костюмов, реквизитов;Праздничное оформление класса; Музыкальное оформление.

Справа от экрана длинная лавка (или несколько стульев поставленных в один ряд). Рядом с лавкой на полу стоит прялка-самопряха, , пяльцы с вышивкой, гребень для льна и береста для плетения.

  1. С другой стороны должен стоять импровизированный накрытый стол с самоваром и угощением к чаю.
  2. Ход мероприятия.
  3. В избе за столом сидит Хозяйка.
  4. (тихо звучит русская народная мелодия)
  5. Хозяйка:
  6. Зимний вечер тёмен, долог,
  7. Насчитала сорок ёлок,
  8. То на лавке посижу, то в окошко погляжу,
  9. Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
  10. Эй, подруженьки –подружки, весёлые хохотушки,
  11. Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
  12. Приходите поплясать, зимний вечер скоротать
  13. Входят дети поют коляду.
  14. Приходила коляда
  15. Не мала , не велика
  16. Не в дверь, так в окно
  17. Пройдёт всё равно.
  18. Открывай ворота
  19. Выноси-ка пирога!
  20. 1 ребёнок:
  21. Здравствуй хозяюшка!
  22. Принимай гостей!
  23. Хозяюшка:
  24. Здравствуйте добрые молодцы и красны девицы!
  25. Дальше не спешите, в избу проходите.
  26. Вьётся над трубой дымок
  27. Месяц светится над ней
  28. А в избе полно гостей
  29. Посиделки здесь у нас
  30. Я сюда позвала вас.
  31. Слайд 1.

Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интересный мир традиций и обычаях народов России. Ведь нам надо не только знать , помнить и хранить, но уметь самим соблюдать и исполнять эти традиции и обычаи.

-Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?

Как вы думаете эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники?

Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой- его ввёл Пётр 1. А рождество и Крещение на Руси праздновались издавна. Почему они так называются?

Ученик2:

Рождество Христово – великий христианский праздник, установленный в воспоминание Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.

Ученик 3:

Крещение- Господне христианский праздник, посвящённый воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января.

Ученик 4: Эти два праздника являются одними из самых значительных дней года и одними из главнейших праздников . А период между Рождеством и Крещением называется святые недели или Святки.

Хозяюшка:

Правильно. Вот и сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по народному календарю. Речь пойдёт о народном празднике Святки (святые вечера)

  • Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник и завершаясь в день Крещенья.
  • Слайд 3 (Презентация СВЯТКИ)
  • Святочные праздники
  • Рождественский СочельникНавечерие Рождества Христова(Щедрый вечер, Богатая кутья)
  • 24 декабря  (6 января)
  • Рождество Христово
  • 25 декабря (7 января)
  • Канун Нового годаВасильев  вечер (Щедрый вечер)
  • 31 декабря  (13 января)
  • Новый годВасильев день, День памяти Святого Василия Великого
  • 1 января (14 января)
  • Крещенский СочельникНавечерие Богоявления
  • 5 (18) января
  • Крещение ГосподнеБогоявление
  • 6 (19) января
  • В народе это время называется святыми вечерами, так как  по древнему обычаю христиане вечером прекращали  все свои  дела, в память о событиях Рождества и Крещения,  которые  совершались  в  вечернее или ночное время.
  • Ученик 5:

В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, по дворам ходили толпы ряженых, пели величальные песни. В которых славили хозяев, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование или колядки.

Учение 6:

Дети обычно колядовали днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, «мехоноска»- человек, который носил мешок для угощений.

Хозяйка: Колядовщики ходили по деревне от дома к дому . пели колядки, а хозяева угощали гостей сладостями.

  1. ВСЕ: (ВХОДЯТ КОЛЯДОВЩИКИ)
  2. На пороге мы стоим
  3. «Здравствуйте» не говорим
  4. Скажем по –другому
  5. Мир вашему дому!»
  6. Вифлеемская звезда
  7. Нас направила сюда
  8. Мы пришли колядовать
  9. Христа Бога прославлять!
  10. Вас хозяев величать!
  11. Приходила коляда
  12. Накануне рождества
  13. Кто подаст пирога,
  14. Тому полон хлев скота,
  15. Овин с овсом.
  16. Жеребца с хвостом!
  17. Кто не даст пирога.
  18. Тому куричья нога.
  19. Коляда, коляда,
  20. Ты подай пирога,
  21. Или хлеба ломтину,
  22. Или денег полтину,
  23. Или курочку с хохлом,
  24. Петушка с гребешком!
  25. Или индюшку, или сена клок, а не то вилы в бок
  26. Отворяйте, хозяева, сундучки,
  27. Вынимайте пятачки!
  28. Всем людям добрым
  29. Желаем добра,
  30. Золота и серебра!
  31. Пышных пирогов,
  32. Мягоньких блинов!
  33. Доброго здоровья!
  34. Маслица коровья!
  35. У хозяина в дому
  36. Велись бы ребятишки,
  37. Велись бы цыплятки,
  38. Велись бы телятки,

Велись бы поросятки!!!

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!

  • Дай Бог тому, кто в этом дому,
  • Чтоб счастливо жилось,
  • На дворе добро велось.

Хором: Коляда, коляда, мы желаем вам добра!!!

  1. Хозяйка:
  2. Милости просим, гости дорогие.
  3. Рады видеть в нашей горнице,
  4. Да ещё в такой праздник весёлый.
  5. — В Рождество люди веселились и ликовали в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесёт людям радость и счастье В это время широко распространены народные гуляния, ярмарки, балаганы.
  6. Колядовщики:

Эй, парнишки и девчушки не споёте нам частушки.?

  • Ученик 7:
  • Споём, конечно!
  • Хорошо колядки пелись
  • Милые подружки
  • Только что за посиделки
  • Без нашей частушки!
  • Как гармошка заиграет
  • Не смогу я усидеть!
  • Про меня не думай парень
  • Я ещё молоденька!
  • Погляди гармошечка
  • Откроется ль окошечко?
  • Я не с вашего села
  • Авы меня не знаете!
  • Чтоб частушка лучше пелась
  • Надо пляской помогать!
  • Вместо ворота пришила
  • Оба вместе рукава
  • Я парнишка боевой
  • Хоть и ростом маленький
  • Твоего милого нет
  • Наверно волки съели!
Читайте также:  Камень жадеит: фото, его характеристики, магические и лечебные свойства минерала, особенности ухода за камнем

Сколько раз я зарекаласьПод гармошку песни петь!У меня коса большаяЛенточка коротенькаЯ приду с гармошечкойПод твоё окошечкоНе смотрите на меня Глазки поломаетеЧтобы печка разгорелась Надо жару поддаватьМилому рубашку шилаДа смотрела не тудаНа окошке два цветочкаГолубой , да аленькийВсе пришли, все пришлиВсе по лавкам сели!

9.Ой, маманя не перечь!

  1. На печи не устеречь
  2. Всю трубу разворочу
  3. На гулянку укачу!
  4. 10 Ох, довольно мы напелись
  5. Дайте смену новую
  6. Ой, спасибо гармонисту
  7. За игру весёлую.
  8. Хозяйка:
  9. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки
  10. Центральным моментом всех святочных праздников была общесемейная трапеза.

Ребята, а вы знаете, что на святки всегда пекли пироги. Вот и мы сегодня с вами будем печь пироги. Но для этого сначала нужно замесить тесто. «Раз, два, раз, два – начинается игра!»

Игра «Пирог» (под русскую народную мелодию)

Правила игры:

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине водящий- « пирог».

  • Все произносят слова:
  • Вот какой высокий он
  • Вот какой широкий он
  • Вот какой он мягонький
  • Режь его да ешь
  • После слов «режь его да ешь» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первым коснётся «пирога», уводит его в свою шеренгу, а проигравший станет пирогом
  • Выигрывает та команда, которая наберёт больше пирогов.
  • Вот какие молодцы тесто замесили.

Печь мы с вами будем печенье. Это печенье называли «Козули» — это фигурки из теста, в каждом доме раньше в святые вечера пекли фигурки из животных. Козулям более 200 лет. На Крещение фигурки смачивали водой и давали есть детям, чтобы они не болели.

Дети берут тесто согревают его в руках, загадывают желание Оно обязательно сбудется. Потом вырезают фигурки. Эти пряники пекутся в духовке.

  1. После этого как дети вырезали фигурки .
  2. Хозяйка: (Обращается к колядовщикам)
  3. А вот на память печенье
  4. Примите от нас угощенье!
  5. Слова колядовщиков.

Мир и счастье вашему дому пойдём к другому.!

Хозяйка:

На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать мо…

Физкультурный досуг Путешествие по народному календарю. Месяц Март

  • Управление образования Администрации города Новочеркасска
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • детский сад №27
  • Физкультурный досуг
  • «Путешествие по народному
  • календарю. Месяц март»
  • составила: Клепина Надежда Николаевна,
  • инструктор по физической культуре
  • МБДОУ детского сада №27 г. Новочеркасска
  • Новочеркасск
  • 2020год
  • Цель -создавать условия для физического развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого.
  • _Задачи:
  • Возрождать забытые календарные праздники, воспитывать у детей интерес к прошлому Донского края, его культуре.
  • Профилактика и коррекция нарушения осанки, плоскостопия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи
  • Развивать эмоциональное восприятие, чувство товарищества, взаимной выручки, сочувствия друг к другу.
  • Материально-техническое обеспечение:
  • -палочки длиной 10-15см по количеству детей
  • -2 тоннеля для пролезания
  • -2 молоточка-свистка
  • -несколько горстей семян укропа, моркови, петрушки
  • -2 ёмкости (ведёрка) с водой
  • -картинки перелётных птиц
  • -сосульки по количеству детей
  • -2 персонажа-взрослых-Зима и Весна

Сюжет игрового действия

Ведущий: Темнеют снега. Живые воды выбиваются из-под снега. По древесным жилам потек животворный сок. Какое это время года?Дети отвечают. Весна достоверно отразилась в народных приметах, мудрых, прозорливых, дошедших до наших дней. Крестьяне следили за изменениями погоды, чтобы знать «когда сеять, когда жать, когда скирды метать».

А что происходит в марте? Почему прозвали его люди: «свистун», «ветронос», «водотек», «капельник» и «начало пролитья»? (Ответы детей)

Крестьяне замечали: март и снегом сеет и солнцем греет, март капризен — то плачет, то смеется. Март – наследник февраля. Придет март — капельник и зима заплачет. Считалось, что в марте природа пробуждается от сна к жизни. В марте солнце начинало марить, т.е. припекать землю, от чего над нею струился пар.

Существовали приметы, связанные с определенным днем каждого месяца, т.е. месяцеслов.

По ним наши предки старались определить погоду, урожай, каким будет год. Вот и мы с вами ребята сегодня отправимся в путешествие по народному календарю, по месяцу марту.

Представляет ведущая 2смешанные команды, жюри

Ведущий: 6 марта в народном календаре день назван Тимофей — весновей. Тепло веет – стариков греет. Дует ветер перемен.

1. Эстафета «Ветер-озорник»

Лежа на животе в ряд дети передают палочки (звучит музыка ветра, вьюги).3-4 раза ветер меняет направление. Ведь не зря про март говорили: март-мартушка еще завернет метельную вертушку; март не постоянен – то повеет теплом, то нагонит холодов; но как зима не злится, а все весне покорится.

И вот зажурчали первые весенние ручейки.

2. Эстафета «Ручейки»

Дети по-пластунски ползут

12 марта День Обретенья. Говорили: птичье потенье – гнезд обретенье.

Считалось, что птицы завивают гнезда, а перелетные птицы возвращаются из теплых мест.

3. Эстафета «Обрети гнездо»

На задних четвереньках дети переносят по палочке и выстраивают гнездо (звучит гомон птиц)

14 марта – Евдоха. Автотья замочи порог. Авдотья – весновка. Первая встреча весны. В этот день считалось просыпается сурок (бай бак), выходит из норы и начинает свистеть.

4. Эстафета «Осторожный байбак»

Нужно пролезть туннель на низких четвереньках, стукнуть в молоток-свисток и вернуться в команду.

17 марта – Герасим-грачевник. Прилет грачей. Говорили Герасим-грачевник грачей пригнал, грач зиму расклевал. Грач на горе – весна на дворе.

5. Эстафета «Выбери грача» (звучит крик грача) Дети стоят в колонну друг за другом и по очереди подбегают к столику, выбирают из разных птиц грача, несут в свою команду, складывают в корзинку.

18 марта Конон-огородник. В этот день замачивали семена для посева, чинили вилы, лопаты.

  1. 6. Эстафета «Замочи семена»
  2. Стоя на коленях дети передают семена и выкидывают в банки с водой.
  3. В ходе эстафеты дети говорят: смена морковки, укропа, петрушки. редиски…

22 марта День Сорок Сороков, Сорок святых. Замечали: на Сороки день с ночью равняется. Говорили: Сороки святые колобаны (булочки) золотые.

Празднуется вторая встреча весны. Зиме больше не быть. Считалось, что на Русь 40 печужек возвращается

  • 7. Эстафета «Чья команда знает больше перелетных птиц»
  • Замечали, что Сороки теплые — 40 дней будут теплыми, холодные – жди сорок холодных утренников.
  • Сколько проталинок – столько и жаворонок (1 минута на обдумывание всей командой).
  • К началу этого праздника выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, скворцов, куликов – душистых, румяных, с поджаристой корочкой.
  • 8. Подвижная игра «Поймай пташку за хвост»

Люди ходили с печеными птичками, подбрасывая вверх испеченных жаворонков, пели зазывные песни-веснянки А вы такие знаете? Дети водят хоровод, говорят веснянки.

Весна, весна красная! Приди весна с радостью, с великой милостью: со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебами обильными.

  1. Ясна, красна, приди, весна, с золочеными гребнями, с изумрудным стеблем, с полною водою, с первой бороздой, с голубою далью, с Иваном, да Марьей!
  2. — Весна, весна, на чем пришла, на чем приехала?
  3. — На сошеньке, на бороночке, кулики, жаворонки слетайтесь в одонки!
  4. Кулик-весна на чем пришла? -На кнутике, на хомутике
  5. Покинь сани, возьми воз мы поедим под Новочеркасск весне поклониться из родничка напиться.

Входит Зима (взрослый).

Зима: Это кто тут весну без моего приказа зовет? Кто самовольничает? Ах, это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Кыш отсюда, пока я вас не заморозила!

Звучит музыка появляется Весна (взрослый).

Весна: Кто меня звал — вызывал? Вы, ребята?

Зима: ошиблись ребята, не хотели они тебя звать, им и со мной хорошо!

Весна: да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж, так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черед подошел? Тепла, да цветов всем захотелось!

Зима: А я и говорю – рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!

Весна: Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! Ну-ка. Ребятишки, отгадайте мои загадки:

  • День прибывает, когда это бывает? (весной)
  • С последним сугробом проснулась она и первой траве улыбнулась…(весна)
  • В землю – крошки, из земли – лепешки (зерно)
  • Старый дед, ему сто лет, мост помостил во всю реку
  • Пришла молода – весь мост разнесла (мороз и весна)

Зима: Ладно уж, уйду. Пусть всё по честному будет!

Ведущая:Вот и уходи! А мы с ребятами тебя проводим. Да на всякий случай скажем особые слова: поблагодарим за белый, искрящийся снег, за ледяные катки, снежные горки, за веселые зимние забавы.

Дети: Благодарим тебя Зимушка Зима за твоё волшебство, приходи к нам через год!

9. Подвижная игра с Весной «Игра с солнцем» или «Жмурки»

10.Дыхательное упражнение «Пусти кораблик» Солнце так жарко горело, что все льдинки растаяли и можно пустить первые бумажные кораблики. Набираем носом много воздуха и медленно выдыхаем и …поплыл наш кораблик

Подул теплый ветерок – это пришел теплый Алешка, наступило 30 марта.

Говорили: Алексей – воды распускает. Алексей придет, огня принесет. Алексей зиму-зимскую на нет сводит. Алексей – с гор потоки. Замечали: на Алексея тепло, весна будет теплой. Тают последние сосульки и падают с крыши.

11. Эстафета «Сбей сосульки»

В зале развешаны разного цвета сосульки (белые, голубые) и команды залезают по гимнастической стенке и срывают сосульки по одной, возвращаются в свою команду.

Жюри поводит итоги, Весна награждает детей. Команды уходят из зала.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/400689-fizkulturnyj-dosug-puteshestvie-po-narodnomu-

Ссылка на основную публикацию