Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

МАСЛЕНИЦА

Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинков себе горячих напечем-

  • нам метели и морозы нипочем!
  • Если есть сковорода Не страшны нам холода, Потому что блин горячий-
  • Это лучшая еда!
  • То не мышь пищит, Не мороз трещит, В сковородке блин

За блином шкварчит…

  1. Да с селедочкою, Да с икорочкою, Да по краю с золотистой
  2. Корочкою!
  3. Вот так Масленица, Дала маслица нам!
  4. Даже в небе появились два блина: Это солнце- блин
  5. И рядом блин — луна.

Один блин горячий, Другой блин холодный… Полезай на небо —

Если кто голодный!

По земле колесами Покатились блинчики… Дети под березами

  • Собирай гостинчики!
  • Мир крещеный нынче радуется, Потому что нынче — Масленица. Приходи народ, и с нами съешь блина,
  • Чтоб на землю поскорей пришла Весна!
  • Ну-ка, съешь блина, Чтоб пришла весна!
  • Андрей Усачев.
  • ПЛАН ИГР НА МАСЛЕНИЦУ

Завтра уже первый день весны!!! А сегодня мы собирались отмечать Масленицу — провожать зиму, встречать весну!

  1. Наряжались в русские костюмы
  2. Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  3. 1. Масленичные игры
  4. «Как из-под горы все бегут ручьи»
  5. Как из-под горы, все бегут ручьи, Как из-под горы, все бегут ручьи, Ручьи, вы куда, ручьи, вы куда, ручьи, вы куда?
  6. Закрывается гора
  7. Игра “Как у дяди Трифона”
  8. Как у дяди Трифона было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей. Они не пили,не ели, друг на друга всё глядели, вместе делали вот так: (показываем как) (соль фа ми ре до до фа
  9. соль соль соль фа ми ре до).

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах”вместе делали вот так” показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Игра хороводная

Пеку блины румяные, пеку блины горячие (3 раза) оладушек хочу.

А какая Масленица проходит без каруселей? Держась за руки, и, постепенно ускоряя темп, движемся по кругу: Еле-еле, еле-еле закружились карусели, А потом, потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. После этого темп движения постепенно замедляется. Тише, тише, не кружите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два. На счет раз поднимают руки вверх, на счет два — опускают вниз. Закружилась голова!

Все садятся на корточки и кладут руки ладонями на голову.

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

  • Закличка
  • Уж как солнца карусель раскрутилась, уходи от нас Зима, загостилась! уж как солнца карусель раскрутилась,
  • приходи скорей, Весна, сделай милость!
  • (несколько раз можно повторить)
  • 2. Загадки на Масленицу
  • Черный, проворный, кричит ”крак”, Червякам – враг. (Грач)
  • Не артист, а голосист, Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)
  • Ни барашек и ни кот, Носит шубу круглый год. (Заяц)
  • Жил я посреди двора, Где играла детвора, Но от солнечных лучей
  • Превратился я в ручей. (Снеговик)
  • Кто-то утром не спеша Надувает красный шар, А как выпустит из рук –
  • Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
  • Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

С последним сугробом проснулась она, И первой траве улыбнулась… (Весна).

В землю — крошки, из земли — лепешки. (Зерно).

Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?(Блин).

Стоит бочка без замочка, без зазубринки. (Яйцо).

Белое, не вода, сладкое, да не мед. От рогатого беру да деткам даю. (Молоко).

Берега железные, рыба без костей, вода дорога.(Сковорода, блин, масло).

На горячем донце выпекают солнце. (Блин).

Матушка крутая, белая да седая, в мешке стужу везет, на землю холод трясет, ковром землю устилает. (Зима).

Заря – заряница, красная девица, Травку выпускает, косу расстилает, Едет стороной, с сохой, с бороной,

С ключевой водой. (Весна).

3. Сказка про Масленицу

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица.

Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Вместо алых губ, губы покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство.

Приказала тогда Зима своим слугам : «Ветер, вьюга занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет! » И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица, плохо дело.

Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям. Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди.

Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! От злости быстрее умирают.

Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в ледышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать? «Сожгите меня, «- сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь.

Попросили они у нее прощение за все, у друг друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал : «Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело. » Обрадовались люди построили огромное чучело и сожгли его.

Пламя такое было, что последний снег растаял.

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

4.Делали русских куколок, зазывающих весну. Тряпичная куколка «Обрядовая домашняя масленица » и «Зайчик на пальчик»

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  1. Мастер класс по изготовлению игрушки «Зайчик на пальчик» >>>
  2. Мастер класс по изготовлению обрядовой тряпичной русской куколки «Масленница» тут>>>
  3. 5. А малыши нарисовали волшебные солнышки, которые нас всех согреют:-)
  4. ©Сценарий разработан форумом «Мамин град»
  5. .
  6. Фото с мероприятия можно посмотреть тут>>>
  7. Еще сценарии к Масленнице
  8. Другие сценарии к праздникам>>>

Креативный сценарий праздника Масленицы в начальной школе

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздникаЗима стремится продлить свое время царствования в природе. Чтобы этого не случилось, ребята пускаются в долгий путь и с достоинством обходят все преграды.

Растопить ледяную гору детям помогает Масленица.

Для этого она проводит забавные конкурсы и угощает блинами. Праздник она покидает вместе тетушкой-Зимой.

Цель: знакомство с некоторыми традициями праздника, воспитание уважения к фольклору, создание теплой и дружественной атмосферы.

Оформление зала

В зимне-весенних расцветках: цветы, снежинки в пределах досягаемости (они нужны будут для конкурса), яркое солнышко.

Реквизит:

  • Веревка,
  • Снежинки и две тучки,
  • Изображение ледяных гор,
  • Мешки,
  • Шапки,
    Бумажные снежки и корзина,
  • Канат,
  • Ватман и желтая краска для рисования солнца,
  • Блины в качестве угощения.

Костюмы:

  • Ведущий
  • Зима
  • Весна
  • Масленица – русский народный костюм

Ход мероприятия

Дети сидят в зале. На сцене ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем провожать надоевшую зиму и встречать долгожданную весну. Кто знает, какой сегодня праздник? Что вы знаете о нем? (Рассказывают о Масленице).

Входит Зима под звуки метели.

Зима: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Ведущий: Здравствуй, Зимушка-Зима!

Зима: Решила встретиться сегодня с вами. Ребята, вам нравится зима? На лыжах, санках и коньках катаетесь? В снежки играете? Снеговиков лепите? А с горки нравится скатываться? Какие молодцы! Вижу, любите зимнее время.

Ведущий: А как его не любить? Ведь можно зимой и воздухом свежим подышать, и картинами морозными на окнах полюбоваться.

Зима: Пришла я сегодня к вам с радостной вестью: решилась я подольше побыть с вами – не хочется никуда уходить. Думаю, вы будете только рады – мы еще столько всего сможем сделать: ледяные замки построить, на лыжах покататься, в снежки поиграть, снежных баб вылепить!

Читайте также:  Мастер-класс "создание панно посредством традиционных материалов угорских народов» : идеи и мастеркласы для вашего праздника

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Ведущий: А как же Весна? Как мы без нее будем?

Зима: Ну, подумаешь, попозже придет! Она и так постоянно опаздывает. Да и что от нее вы видите? Много грязи, да воды – больше ничего! То ли дело у меня – белоснежная чистота вокруг!

Ведущий: А еще жуткий холод и сильные ветры! Они нас заставляют дома у печки греться. В такую погоду носа на улицу нельзя высунуть, не то что погулять!

Зима: Потерпите, ничего страшного! Я так решила! И никуда вы от меня не денетесь! Я своих слуг расставила на всех постах до границы, поэтому даже не стоит и пытаться самостоятельно за Весной идти! Что-то вы меня уморили, пойду отдохну (уходит, позевывая).

Ведущий: Как нам быть, ребята? Еще Зиму терпеть? Может все-таки попробуем вырваться из ее цепких объятий? Пока она отдыхает, сбежим от нее? Ну, что ж, тогда в путь! Только тихонечко, на цыпочках, чтобы нас не услышала Зима.

Звучит музыка, дети имитируют движение на цыпочках, сидя на стульях.

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая сильная метель поднялась. Как бы нам не затеряться. Что делают в таком случае путешественники? (Обматываются одной веревкой). Давайте тоже обмотаемся, чтобы не затеряться.

Формируется две команды по 10-15 человек. В каждой выбирается капитан, который под музыку должен «обмотать» всех членов команды одной веревкой. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Ведущий: Молодцы! Теперь мы точно не потеряемся. Не страшны нам метели зимние! Ребята, посмотрите, какой снегопад начался! Что же делать? Ничего вокруг не видно. Так и заблудиться можно. Давайте все снежинки в тучу соберем, чтобы они не мешали.

Проводится игра «Собери снежинки». Каждой команде нужно собрать как можно больше снежинок и приклеить их к тучке. Игра длится до того момента, когда будет приклеена последняя снежинка. Побеждает команда, у которой на тучке больше снежинок.

Ведущий: Идем дальше? Одолели мы и сильные ветры, и обильный снегопад. Теперь можно спокойно дальше идти. А чтобы не было скучно, давайте веселую песенку споем!

Поют песню. Появляются «горы».

Ведущий: Ребята, это что такое? Горы очень высокие, очень широкие. Что же делать, как же быть? Как нам горы обходить?

Под звуки бубенцов выходит Масленица.

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздникаМасленица: Добрый день, ребята! Откуда путь держите, куда?

Ведущий: Здравствуйте! Мы убежали от Зимы, которая хочет дольше царствовать на земле. Ищем Весну, которая поможет прогнать ее.

Масленица: Опять зима-проказница решила пошутить! Опять она грозится весну не пропустить! Не бойтесь, помогу я вам в нелегком вашем деле. Мне шуточки тети-Зимы порядком надоели!

Ведущий: Спасибо! Мы были бы очень благодарны за любую помощь! Как зовут тебя, красавица?

Масленица: Простите, забыла представиться: Масленица – дочь Зимней Зари и Весеннего Солнца. От мамы у меня румянец, а от папы в награду я получила жизнерадостность – стараюсь помочь каждому человеку, попавшему в беду.

Ведущий: Масленица, помоги нам, пожалуйста, отыскать Весну, ведь без нее и Зима не уйдет!

Масленица: Хорошо. Помогу вам, только не думайте, что тетушка злая. Ей просто веселья не хватает, вот и старается как можно дольше побыть с вами: нравится ей ваш смех!

Ведущий: На нашем пути встретились высокие горы, которые не обойти! Как справиться нам с этой преградой?

Масленица: Да, справиться с ними сложно, но можно. Они сделаны изо льда, и чтобы их растопить, понадобится много смеха и тепла.

Ведущий: Мы так долго ждали Весну, что нам просто не терпится ее увидеть! А смеяться и веселиться мы любим, поэтому сможем справиться со всеми заданиями!

Масленица: Замечательно! Можно и праздник тогда начинать, и гостей приглашать! Проверим ваши силовые способности и мыслительные особенности! А чтобы было интересней и завлекательнее, предлагаю разбиться на две команды – Смельчаки и Ловкачи.

После разделения на команды Масленица проводит игры и конкурсы, шуточную викторину.

Масленица: Чтобы сильным быть и ловким, нужно… нет, не есть морковку, а очень быстро бегать! И первое испытание – бег в мешках!

Проводится эстафета «Бег в мешках».

Масленица: Один из законов дружбы гласит: «Не бросай товарища в беде». А вы настоящие товарищи? Вот сейчас это и проверим: представьте, что вам нужно перейти ручей, а ваш друг подвернул ногу. Чтобы перебраться через препятствие, придется его нести на своей спине.

Проводится эстафета «Помоги товарищу».

Масленица: Приглашаем всех гостей петушиный бой смотреть!

Два участника разных команд встают внутрь очерченного круга, на голове – шапка. Задача: снять с противника шапку, сохранив при этом свою.

Масленица: Чтобы не замерзнуть нам сильнее, в снежки мы поиграем поскорее. Проверим меткость мы твою, дружок: закинешь ли в корзину ты снежок?

Проводится эстафета «Снежки в корзине».

Масленица: Умение соображать нам также важно, чтобы шагать по жизни смело и отважно!

Проводится викторина:

• Седая старушка, хранит метель в избушке, снегом землю укрывает, мусор часто выметает. (Зима).
• Нет рук, а рисует. Нет зубов, а кусает. (Мороз).
• Веселая девица, землю красить мастерица: сначала красит черным по белому, потом зеленым по черному. (Весна).


• Светлое, яркое всем путь освещает, в холод согревает. (Солнце).
• Белоснежная морковка растет вниз головою. (Сосулька).
• Мы Весну-Красну встречаем, Зимушку мы провожаем, блинов объедаемся, как праздник называется? (Масленица).
• Маленькие солнышки, вкусные, румяные, вкусом разные.

Их на сковороде выпекают, а затем сгибают. (Блины).

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Масленица: А теперь исконно русское соревнование на силу, выносливость и старание!

Проводится конкурс «Перетягивание каната».

Масленица: Какие вы все смелые и ловкие, сообразительные, а главное – веселые! Однако вашего смеха не хватило совсем немножко, чтобы совсем растопить ледяные горы, отделяющие нас от Весны.

Ведущий: Что же делать? Неужели все наши усилия пропадут даром, и нам придется ждать, когда Зима смилостивится и разрешит Весне явиться?

Масленица: Конечно, нет! Ведь не только смех способен растопить лед, здесь можно попросить о помощи солнышко. Но зимнее солнце не такое яркое и горячее, чтобы справиться с этим заданием. Придется вам, ребята, помочь ему – нужно дорисовать как можно больше лучиков, чтобы солнышко стало сильнее и ярче!

Дети рисуют солнышко под музыку. Для этого по очереди подходят к ватману с нарисованным кругом, окунают ладонь в емкость с краской и оставляют след на ватмане в виде луча. В итоге получается пышное ярко-желтое солнце.

Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь горы окончательно растаяли, и Весна сможет пройти. Давайте, вместе позовем Весну!

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,
С радостью великою, с милостью богатою.
Со льном высоким, с корнем глубоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным!

Внеклассное мероприятие по теме Масленица

Общешкольное мероприятие: «Здравствуй, Масленица!» : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Сценарий внеклассного мероприятия на Масленицу

Интересный сценарий внеклассного мероприятия, классного часа, посвященного празднику Масленица

Сценарий на Масленицу «Здравствуй, Масленица!»

Зал украшен репродукциями картин Б.М. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». В зале накрывают стол с русским самоваром, маслом, медом, блинами, сметаной, вареньем и т. д. Все садятся за стол. Все едят под музыку русских плясовых. Минут через 15—20 слово берет ведущий.

Ведущий. Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Это давний праздник проводов зимы, который отмечали еще древние славяне.

С приходом христианской Религии этот праздник, хоть и языческий, не канул в небытие, а сохранился, хоть и с некоторыми изменениями. По церковным канонам в это время мы вспоминаем изгнание Адама из рая.

Масленица для христиан — это подготовка к долгому Великому посту.

Ведущая. Масленица — это своего рода недельный карнавал.

Это время пиршеств и удовольствий. Главное же блюдо масленичного стола — это конечно же блины и оладьи. Часто в период празднования Масленицы устраивались веселые маскарады.

На них можно было нарядить мужчин в женскую одежду, женщин — в мужскую. Многие надевали костюмы и маски зверей, скоморохов, чучел и т. д. Ряженые катались по улицам с песнями и шутками.

На улицах появлялись балаганы, карусели, ледяные горки, с которых съезжали на санках, играла музыка и царила атмосфера радости.

Читайте также:  Подставка для яйца "Подснежники" из бумаги : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Ведущий. Устраивали на Масленицу и игрища, или кулачные бои — это было одним из излюбленных масленичных развлечений.

По вечерам жгли костры, пускали фейерверки и праздновали, как только душе угодно.

Праздник этот завершался проводами зимы и сжиганием соломенного чучела Масленицы, которое предварительно с песнями и музыкой возили по улицам. Сжигая Масленицу, народ встречал весну.

Звучит хор «Прощай, Масленица» из оперы И.А. Римского- Корсакова «Снегурочка».

Входят ряженые и два юноши и две девушки.

1-й юноша (снимая шапку). Здорово, православные! С праздничком всех. Ух, еле добрались.

1-я девушка. Так спешили, так спешили. Ну да, слава богу, успели, кажись.

2-й юноша. Мы приехали к вам в гости из самой Сибири, посмотреть, как у вас празднуют Масленицу, а заодно рассказать, как это делают у нас.

2-я девушка. У нас на Масленицу строят на речке снежный городок, лепят его с воротами, с башнями.

1-й юноша. А потом люди разделяются на две армии. Одна армия — конница, которая осаждает городок, а другая — пехота — должна его защитить.

Ведущий. Как на картине Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка»?

1-я девушка. Да. Суриков сам жил в Красноярске, видел такие городки своими глазами и написал картину.

2-й юноша. Конница изо всех сил пытается захватить осажденный город, а пехота с метлами пытается отпугнуть лошадей, чтобы не подпустить к городу неприятеля.

2-я девушка. Но конница все равно побеждает и прорывается в город. Те, кто победил, купаются в проруби. А потом начинаются пиршества, развлечения, все поют песни и пляшут.

Ведущая. Спасибо вам, дорогие гости, что приехали к нам, рассказали столько интересного. Приглашаю вас разделить с нами угощение.

1-я и 2-я девушки. Где блины, там и мы; где оладьи, там и ладно.

Юноша. Блин брюху не порча.

Юноша и девушка садятся за стол и угощаются.

Ведущий. А теперь скажем спасибо нашим хозяюшкам за такое угощение. Сейчас они будут задавать нам вопросы, а мы попробуем на них ответить.

1-я хозяйка. Знаете ли вы, какую муку используют для блинов на Масленицу?

Ответ: пшеничную, ячную, овсяную, гречневую.

2-я хозяйка. Что символизирует блин?

Ответ: восточные славяне в IX—X веках поклонялись богу солнца Яриле. Очевидно, именно символом солнца и является горячий круглый блин.

3-я хозяйка. С чем принято было есть блины?

Ответ: с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.

4-я хозяйка. А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о Масленице и о блинах?

  • Ответ: не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Не житье, а Масленица.
  • Хоть с себя что заложить, а Маслену проводить.
  • Без блина не Маслена.
  • Без кота мышам Масленица.
  • Первый блин комом.
  • Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают ?
  • Дело блин.

5-я хозяйка. Знаете ли вы, какую потеху устроила русская императрица Анна Иоанновна на Масленицу в 1739 году?

Ответ: она женила придворного шута на шутихе и поселила молодых в Ледяном доме, в котором все, и даже дрова в камине, было сделано изо льда.

Ведущий. Скажите, гости дорогие, хор из какой оперы великого русского композитора мы с вами сегодня слушали? Кто автор этой оперы? И кто автор весенней сказки, вдохновившей композитора? Угадавший правильно получит приз!

Ответ: это хор из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Снегурочка», написанной по весенней сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка».

Ведущая. Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике. А ведь Масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены, и не все песни спеты. Счастливого вам праздника!

  1. Снова звучит хор «Прощай, Масленица».
  2. Сценарий проведения Масленицы на улице. Сельский праздник
  3. Масленица. Сценарий
  4. Внеклассное мероприятие на Масленицу, 5-6 класс
  5. Масленица. Сценарий для детского сада
  6. Проводы русской зимы, или масленица. Сценарий для детей

Праздничное мероприятие «Широкая масленица» игра по станциям с мастер-классами (внутришкольный проект) для учащихся начальной школы

Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арт-технологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.

Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.

Авторы-составители: Ю.Н.Беленцова, И.В.Высоцкая, И.А.Шуляк

1. Информация по проекту

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и реализации проекта «Широкая Масленица» в условиях школы.

Актуальность проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Изучая в традиционной форме историю праздника и русских народных традиций, мы столкнулись с трудностями восприятия и понимания в полном объёме учащимися начальной школы исторического материала. Как же можно решить эту проблему?

Изучая и осваивая различные методические новинки, наше внимание привлекла технология «Педагогические мастерские».

Являясь составной частью технологии «Диалоговое взаимодействие», педагогические мастерские, на наш взгляд, способны реализовать последовательный переход от навыко-знаниевой к практико-ориентированной развивающей модели обучения, с учётом индивидуальных особенностей, что является одним из условий для выполнения ФГОС.

  • Технология педагогических мастерских позволяет нам через организацию индивидуальной, парной, групповой форм деятельности поддерживать внимание учащихся в процессе занятия, развивать память, ассоциативное, образное и словесно-логическое мышление, воображение и фантазию в процессе создания творческих работ.
  • Поэтому использование технологии педагогических мастерских, как способ формирования познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы, приобретает особенную актуальность.
  • Цель проекта – Реализация познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через применение технологии педагогических мастерских и приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Широкая Масленица»
  • Роль проекта – Данный проект направлен на развитие познавательного и творческого потенциала учащихся начальной школы.
  • Форма организации деятельности детейИгра по станциям.
  • Задачи:
  • (Общие) Погрузить детей в атмосферу празднования, дать представление о культуре и русских народных традициях через тематические занятия и проведение мастер классов.
  • (Образовательные) Познакомить учащихся начальной школы с традициями проведения русского народного праздника «Масленица» через демонстрацию исторического материала с использованием ИКТ.
  • (Развивающие) Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • (Воспитательные) Воспитание интереса учеников к русской народной культуре через технологии мастер-классов.

Направление реализации: Приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий и применением ИКТ.

Структуры школы, принимающие участие в организации и реализации проекта:

  • Администрация школы
  • Педагоги школы
  • Служба инженерного сопровождения
  • Служба медицинского сопровождения

Характеристика проекта

По характеру результата продукционный
По форме Игра по станциям
По характеру доминирующей в проекте деятельности информационно-творческий ролево-игровой
По профилю знаний внепредметный
По характеру координации с явной координацией
По уровню контактов городской
По количеству участников групповой
По продолжительности среднесрочный
По типу объекта проектирования экзистенциональный

Результаты проекта по целевым показателям

№ п/п Показатели Ед. измерения Показатель (кол-во)
1 Общее количество обучающихся, задействованных в реализации мероприятия человек 85
2 Количество проектов и инициатив, предложенных в проекте число 8

Описание проекта

Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.

Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.

1. Польза учащимся

  • Учащиеся в интересной и наглядно-практической форме знакомятся с русскими народными традициями.
  • Получают навык общения и взаимодействия с социальными партнёрами проекта.
  • Учащиеся получают опыт применения полученных знаний в процессе предметно-практической деятельности на мастер-классах с элементами арттехнологии.
  • Получают опыт участия в проектной деятельности.
  • Переживают эмоциональную вовлеченность в проектную работу, ощущение полной добровольности, а не принуждения, обеспечение баланса самоорганизации и спонтанности, рациональных и интуитивных компонентов их интеллектуальной активности.
Читайте также:  Веселые цветочки (вязаные крючком) : идеи и мастеркласы для вашего праздника

2. Польза администрации школы

  • Пополнение библиотеки школы медиарессурсами по истории русской культуры (презентации «История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития»)
  • В рамках проекта разработаны и изготовлены методические пособия обучающего и развивающего характера для ознакомления с русскими народными традициями (презентации «Традиции русского чаепития», «История празднования Масленицы», «История русского костюма»), дидактическое пособие «Чайничек», три куклы на плоскости (женский русский народный костюм северных районов, мужской русский народный костюм, женский русский народный костюм южных районов).
  • Разработка рекомендаций по ознакомлению детей с русскими народными традициями для родителей и педагогов школы.

Основные мероприятия в рамках проекта

  • I этап. Разработка и созданиепрезентаций направленных на ознакомление учащихся с русской культурой в рамках тематических недель.
  • II этап. Цикл тематических недель проведенных в рамках внеурочной деятельности по ознакомлению учащихся с русскими народными традициями («История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития», «Русские народные игры»)
  • III этап. Организация и проведение тематической недели «Здравствуй, Масленица!»
  • IV этап. Проведение мастер–классов в рамках праздничного мероприятия «Широкая Масленица».
  • V этап. Подведение итогов.

2. Сценарий праздничного мероприятия «Широкая масленица» для учащихся начальной школы (игра по станциям с мастер-классами)

Участники:

  • Скоморохи: 5 человек
  • Коробейники: 2 человека
  • Затейники: 4 человека
  • Музыкальное сопровождение: 1человек
  1. Ответственные за безопасность.
  2. Ответственные за медицинское сопровождение.
  3. Ответственные за костюмы, изготовление чучела Масленицы, оформление помещений школы, за фото- и видеосъёмку.

Ход праздника

8.30-09.00. Начало праздника в вестибюле школы

Скоморохи встречают детей, родителей, сотрудников школы.

Играет музыка. Скоморохи с бубнами и трещотками поочерёдно поют заклички.

*Вас сердечно приглашаем! Все заботы бросьте -приходите в гости! Прямо к нашему крыльцу,К нам на Масленицу!
  • *Приходи, народ честной- Будет праздник заводной! У нас сегодня песни- пляски
  • Детям сказки!
  1. *Выходи на праздник! Непременно все должны
  2. Быть на проводах зимы!
  • *Как у наших у ворот Стоит ряженый народ. Быстро к нам бегут,
  • Смех, забавы несут.
  1. * Эге-гей, ребятня, Вы послушайте меня! Сегодня здесь закон простой:
  2. «Пой и танцуй, танцуй и пой!»
* Масленица только раз В целый год гостит у нас. Так давайте ж торопиться: Есть блины и веселиться. Простим сегодня все ошибки,Но не отсутствие улыбки!

9.45-10.00 (первая перемена). «Масленичный Радиокалендарь»

По школьному радио звучит аудиозапись Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова «Русская задорная».

Читается текст:

*Сегодня пятница. В пятницу ходили в гости на блины.

Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинов горячих напечём —

Нам метели и морозы нипочём!

Классный час «Здравствуй, Масленица!» | Классный руководитель | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

  • Чепракова Галия Рафиковна
  • Организация: МБОУ Ташлинская СОШ
  • Населенный пункт: Оренбургская область, с.Ташла
  • Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.
  • Актуальность выбора темы обусловлена тем, что наше Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина данная ему судьбой доставшаяся от его предков.
  • Целевая аудитория мероприятия : 3 класс, дети 9-10 лет.
  • Роль и место мероприятия в системе работы классного руководителя: данное мероприятие включено в программу воспитательной работы на учебный год.
  • Цель: знакомство с традициями празднования Масленицы, приобщение к культуре русского народа.
  • Задачи: -формирование бережного оношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям, традициям.
  • — создание условий для развития и воспитания у обучающихся интереса к истории, толерантности, гуманности обучающихся.
  • Планируемые результаты: обучающиеся будут способны решать личные и общественно значимые проблемы в согласии со своим миром и общепринятыми духовно-нравственными, социальными нормами, с позитивной мотивацией к жизни, труду, культуре, истории Отечества.
  • Форма проведения: классный час с элементами игры.
  • Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие, технологии использования игровых методов и приемов.
  • Этапы подготовки и проведения мероприятия:
  • I Подготовка и распределение заданий среди обучающихся ( стихи, роли в инсценировании)
  • II Вступление
  • III Основная часть
  • IV Заключение
  • V Рефлексия
  • Оборудование и ресурсы: компьютер, рисунки детей, таблички с названиями дней недели Масленицы, ленты разноцветные для конкурса, два ведра и малые мячи,заранее нарезанные нитки для мастер- класса по изготовлению куклы Масленицы, соленое тесто, влажные салфетки.
  • Ход занятия:
  1. Вступление. ( выбегают два скомороха)
  1. Праздник! Праздник к нам идет
  1. Раннею весною!
  2. Сколько радости несет
  3. Он всегда с собою!
  4. Ледяные горы ждут,
  5. И снежок сверкает,
  6. Санки с горок вниз бегут,
  7. Смех не умолкает!
  8. Праздничный чудесный,
  9. На блины друзей зовем,
  10. Будем есть их вместе.
  11. Шумно, весело пройдет
  12. Сырная Седьмица,
  13. А за ней Великий пост,
  14. Время помолиться.

Учитель : — Ребята, о каком празднике идет речь? Когда он отмечается? Знаете ли вы особенности каждого масленичного дня?

— Мы позакомимся с обычаями каждого дня на Масленой неделе.

  1. Выступление детей. ( Выходят по одному с табличками дней недели. После слов учителя пропевают частушки)

— понедельник « Встреча».

Учитель: В этот день завершалась подготовка к празднику: доделывались горки, балаганы, качели, лотки для торговли, делали чучело. Начинали печь блины. Полагалось первый блин отдать нищему, чтобы помянуть усопших.

  • частушку1 ученик) Веселей играй, гармошка,
  • Масленица, не грусти!
  • Приходи, весна, скорее,
  • Зиму прочь от нас гони!
  1. — Сейчас и мы с вами заготовим «чучело» Масленицы.

— вторник « Заигрыши».

Учитель:Молодежь начинала гулянья, большими компаниями шли кататься с горок. С этого дня можно было приглашать друг друга на блины.

  1. (поет частушку 2 ученик) Приходите, заходите
  2. На румяные блины.
  3. Нынче Маслена неделя-
  4. Будьте счастливы, как мы!
  1. — споем песню « Мы блинов давно не ели».

Учитель:— среда « Лакомка». Теща приглашала зятя на блины.

  • (поет частушку 3 ученик) Ой, ты Лакомка- среда!
  • Маслена сковорода!
  • Повелось со старины-
  • Едем к теще на блины!
  • на время кто больше из соленого теста налепит блинов.

Учитель:— четверг « Широкий разгул». С этого дня настоящие гулянья в честь Масленицы: катались на качелях, на тройках лошадей, шумно пировали, организовывали кулачные бои.

(поет частушку 4 ученик) В небе Солнышко встаёт, В хоровод нас всех зовёт! Веселиться, петь, плясать – Весну Красную встречать!

  1. — конкурс «Попади снежком». Мальчики по очереди в ведра закидывают малые мячи.

Учитель:— пятница « Тещины вечерки». Зять устраивал «ответки»- угощал тещу.

  1. (поет частушку 5 ученик) И с икрой, и со сметаной-
  2. Всякие они вкусны!
  3. Ноздреваты и румяны
  4. Наши солнышки- блины!
  1. — конкурс для мальчиков : на время кто больше из соленого теста налепит блинов.

Учитель :- суббота « Золовкины посиделки». Невестки приглашали золовок на блины, одаривали подарками.

  • частушку 6 ученик) Пришла Масленица к нам, Это значит быть блинам. Быть любви и быть добру – Всем раздайте по блину!
  1. — Конкурс для девочек « Заплети косу»

Две девочки держат по три ленты. Две другие заплетают из них косу на время. У кого быстрее до конца заплетется.

Учитель:- воскресенье « Прощеное воскреенье». Люди просили прощения друг у друга, надеялись на лучшее.

  • частушку 7 ученик) В масленично воскресенье
  • Все старался тарый Тит
  • Попросить у всех прощенья
  • И ответить: «Бог простит»!

IХ. Инсценирование сказки собственного сочинения с последующей дегустацией. Испечен пенек из блинов .

  1. «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
  2. Однажды в прекрасный денек
  3. Загрустил на опушке старый пенек:

«Невысок я, невысок! Одинок я, одинок!»

  • Услыхали жители лесные,
  • Поспешили в гости в выходные.
  • Старичок – боровичок всю семью приволок.
  • Деточки — грибочки пригрелись на пенечке.
  • Вспомнила птичка – невеличка,
  • Как на этом дереве вывелась отлично.
  • Прилетела, под пенек села, гнездышко свила.
  • Вот радости – то было!
  • И зажили у пенька дружно, весело!
  • Пень был счастлив от того,
  • Что польза есть и от него!

Х. Итог занятия.

— дома вы раскрасите свои блины красками, сложите их в горку, высушите и подарите на Масленицу своим родным.

Список используемой литературы:

  1. Внеклассные мероприятия «Мозаика детского отдыха» / Авт.-сост. Л.Н.Яровая, О.Е.Жиренко, Москва «Вако», 2004
  2. Классные классные дела в начальной школе / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А. Александровой, — Москва, «Сфера», 2004

Приложения:

Ссылка на основную публикацию