Доступ к информационному ресурсу ограничен на основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Access to information resources is restricted on the basis of the Federal Law «On Information, Information Technologies and Protection of Information».

Посмотреть причину блокировки

Белорусская глиняная свистулька : идеи и мастеркласы для вашего праздника

Белорусская глиняная свистулька : идеи и мастеркласы для вашего праздника

Свистулька из глины считается одним из наиболее древних народных музыкальных инструментов, существовавших на Руси ещё в дохристианские времена. Сегодня же она в большей степени выполняет роль детской игрушки или же национального сувенира.

Свистулька из глины относится к традиционным сосудообразным флейтам, оборудованным специальным свистковым механизмом.

У музыкального инструмента имеется несколько отверстий, которые закрываются пальцами – от одного до четырёх, хотя у ряда моделей они вообще отсутствуют. Свистулька вылепливается из необожжённой глины или же керамики в форме птиц, животных или наездников.

Предмет принято разукрашивать либо же глазурировать. Глиняные изделия известны также под названиями «свистки», «свистуны», «гудухи», «дудки».

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Древнейшие свистульки, обнаруженные на территории России, датируются X веком, хотя появились они, безусловно, ещё раньше.

На Руси первое время они оставались побочным продуктом гончарного ремесла, но на стыке XIX-XX столетий вместе с другими игрушками из глины оформились в полноценное направление.

Во времена язычества игрушка наделялась магическими свойствами – к примеру, считалось, что с её помощью можно вызывать дождь или отпугивать нечистую силу. Игра на свистульке также являлась частью таких обрядовых мероприятий, как встреча весны.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Глиняные свистульки могут быть разными по конфигурации и дизайну.

Большинство русских свистулек оборудованы внутренней полостью. Внешне они напоминают небольшой сосуд, а их свисток располагается в подставке.

Однако на постсоветском пространстве самыми распространёнными считаются глиняные игрушки с прилепленным свистком, к примеру, филимоновские с более простыми и дымковские с более сложными орнаментами.

Наконец, существует необычная разновидность изделий – водяная «свистулька-соловей», внутреннюю полость которой приходится заполнять небольшим количеством воды. После попадания внутрь жидкости, игрушка начинает издавать необычный звук, напоминающий соловьиный свист.

В широком же смысле под свистулькой можно подразумевать абсолютно любой свистящий инструмент.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Изначально свистулька обладала формой птички, имеющей какое-то особое значение для наших предков: библейского голубя, совы, «синей птицы», утки, курочки или петушка.

Становясь с течением времени обычной детской игрушкой, она сохраняла птичий облик, но обретала и новые «личины»: диких и домашних животных, характерных для определённой местности, героев народных сказок и былин.

Особняком стояла такая разновидность глиняных свистулек, как окарина.

Создавалась она не с целью забавы, а именно как музыкальный инструмент, поэтому не покрывалась краской и ничем не украшалась. Натуральный узор на поверхности получался благодаря обвариванию в молоке или разведённой муке с последующим запеканием в печи.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Перед тем, как начать пошагово воплощать в жизнь какой-либо мастер-класс, мастеру следует определиться с выбором используемого материала. Как и у любой керамики, в основе свистульки лежит глина, становящаяся при обжиге красноватой или белой.

Впрочем, природный материал не особо подходит для творчества, так как он часто содержит вкрапления песка, мелких камушков и другого, по сути, мусора. Глина, содержащая до 5% песка, имеет название жирная, а до 30% – тощая.

Материал, подходящий для создания глиняных игрушек, должен содержать от 10 до 15% песка, то есть представлять собой глину средней жирности.

На производстве природный материал проходит специальную обработку, в результате чего образуется керамическая масса или глиняное тесто, более пригодные для лепки. Однако подобные подготовительные мероприятия можно провести и самостоятельно в случае небольшого количества субстанции.

  • На первом этапе глина извлекается из карьера при помощи заступа. Далее комки просушиваются на чистой горизонтальной поверхности и измельчаются при помощи молотка. Сразу же заготовку следует очистить от камешков, щебня, щепок, соломы и прочих примесей.
  • Получившаяся масса разводится в воде, причём на часть глины должно приходиться три части жидкости. Смесь тщательно перемешивается мутовкой, после чего отстаивается до тех пор, пока песок и камешки не осядут вниз, а наверху не останется осветлённая вода. Слив всю жидкость, необходимо вычерпать из сосуда саму глину – то есть средний слой – и разместить её в ведре или специальной гипсовой ванной. Материал просушивается до консистенции густого теста или же до тех пор, пока он перестанет прилипать к рукам. Промяв глину для устранения воздушных пузырьков, необходимо провести тестирование: вылепить рулетик диаметром приблизительно 15-20 миллиметров и согнуть пополам.
  • При отсутствии либо же малом количестве трещин можно переходить к лепке свистулек. Храниться керамическая масса должна в герметично закрывающемся полиэтиленовом пакете. Если на протяжении данного срока она подсохнет, то внутрь можно залить небольшое количество воды и всё тщательно размять. Срок эксплуатации заготовки составляет несколько месяцев.
  • Для обжига игрушек профессионалы задействуют муфельные печи либо же специальные устройства для обжига керамики, хотя укрепить изделие можно попробовать в костре, духовке или газовой плите. В крайнем случае фигурка просто высушивается: она получится довольно прочной и будет громко свистеть, но разрушится при попадании жидкости.

Для начинающих творцов одним из первых мастер-классов может стать изготовление глиняной птички при помощи прищипывания – самой простой техники, не требующей специальных инструментов и даже особых навыков.

Единственное, что потребуется для работы – это круглая, довольно тонкая палочка, которая с одной стороны заострена конусом, а с другой заточена в форме прямоугольной лопаточки.

Самодельный инструмент удастся сконструировать из древка старой кисточки либо же апельсиновой палочки для маникюра.

Лопатообразный кончик обязательно должен получиться ровным и обладать шириной 3-4 миллиметра, а также толщиной от 0,5 до 1 миллиметра.

  • Работа начинается с формирования упругого шарика из небольшого кусочка глины. Надавив на заготовку большим пальцем и тем самым сформировав углубление, следует плавными движениями вылепить чашечку с толстыми стенками. Во время работы большой палец обычно прищипывает массу изнутри, а остальные сжимают её снаружи. Можно и поступить наоборот: расположить большой палец снаружи, а остальные разместить внутри. У готовой чашечки должны получиться стенки, равные хотя бы 4 миллиметрам, однако бывалые мастера, как правило, доводят это показатель до 2 миллиметров.
  • На следующем этапе объёмная фигурка должна закрыться, то есть стенки придётся «подсобрать». Происходит это следующим образом: сперва формируется складка, а затем при её выравнивании глина вытягивается наверх. При повторении данной последовательности постепенно чашка должна вытягиваться и из шарообразной становиться грушевидной. Пока отверстие не уменьшится, изнутри фигурку следует поддерживать указательным пальцем. Обхватив заготовку большими и указательными пальцами со всех сторон, необходимо постепенно уменьшать диаметр до тех пор, пока не сформируется хоботообразный выступ – хвостик будущей птицы. При желании его можно даже приподнять.
  • Чтобы свистулька стала устойчивой, в её нижней части выдавливается небольшое углубление. Клюв формируется из маленького шарика, который сжимается пальцами с трёх сторон для получения конуса, после чего фиксируется на туловище. Острым концом самодельного инструмента у птички формируются глазки и прорисовываются контуры крыльев. Отверстия для звучания свистульки получаются, благодаря использованию той же палочки. Острым концом она вставляется под хвостиком под углом 45 градусов к поверхности.
  • Далее «лопаточкой» прорезается отверстие в самом хвосте. Важно, чтобы кончик инструмента выходил на острую кромку, сформированную на предыдущем шаге. Для того чтобы потоки воздуха спокойно проходили через свистульку, все отверстия должны быть ровными и очищенными от заусенцев. Кстати, звук станет гораздо интереснее, если добавить ещё по одной или двум маленьким дырочкам на крыльях, которые можно будет зажимать. Готовая конструкция подвергается обжигу и при необходимости раскрашивается.

Разнообразить простенькую свистульку в виде голубки удастся, раскрасив её яркими красками, прорисовав глазки, клюв и крылышки, а также добавив изящных узоров.

Такие «современные» цвета, как розовый, салатовый, светло-голубой и добавление глиттера позволят отойти от традиционного облика музыкального инструмента.

Читайте также:  Барашек Кудряшек. Мастер-класс : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Для более классического воплощения игрушку можно выполнить в форме всадника, сидящего на лошадке, и раскрасить, вдохновляясь русской народной росписью.

Мастер-класс смотрите далее.

Уроки гончарного дела

Птичка-свистулька. Лепим методом прищипывания

  • Только тех, которые поют,
    Птичками, птичками, птичками зовут…
  • Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  • Весна вступает в свои законные права, травка зеленеет, и солнышко иногда блестит, и конечно же птички все звонче и звонче начинают заявлять о себе: «Мы тут, мы с вами»…

Сегодня мы будем лепить из глины птичку-свистульку методом прищипывания. Это самый простой и доступный метод лепки из глины, который не требует каких-то специальных инструментов. Нужны только наши руки. Единственный инструмент, который нам сегодня понадобится это круглая палочка, с одной стороны подточенная в виде прямоугольной лопатки, с другой стороны просто заостренная конусом. Такую палочку можно сделать из древка от старой кисточки. Палочка нам будет нужна, чтобы сделать отверстия, благодаря которым наша птичка станет настоящей певуньей.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Кончик в виде лопатки должен быть ровным, без бугорков.
Толщина — около 0,5-1 мм, ширина 3-4 мм.

  1. Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  2. Итак, начинаем лепить. Берем небольшой кусочек глины, делаем из него колобок, и надавливая большим пальцем,
  3. Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  4. делаем углубление.
  5. Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  6. Сжимая (прищипывая) глину большим пальцем изнутри, а остальными снаружи,
  7. Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  8. формируем чашечку с толстыми стенками.
  9. Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  10. Также большой палец может идти снаружи, а остальные внутри.
  11. Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Должна получиться вот такая чашечка, с толщиной стенок около 4 мм. Со временем, когда у вас будет больше опыта, можно делать стенки и тоньше — около 2 мм.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Теперь нам нужно постепенно закрыть нашу чашечку. Для этого стенки нужно «подсобрать».

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Делаем складку и, выравнивая ее, вытягиваем глину вверх. Чашечка начинает вытягиваться и постепенно превращается в грушу. Пока отверстие еще довольно большое, указательный палец внутри поддерживает форму.

  • Теперь обхватываем большими и указательными пальцами с четырех сторон и
  • постепенно уменьшаем диаметр.

Получаем вот такой выступ-хоботок. Это будет хвостик нашей птички.

  1. Для пущей важности можно его немного приподнять…
  2. В нижней части делаем углубление, для того чтобы птичка была устойчивой.
  3. Теперь слепим нашей птичке клюв. Скатываем небольшой шарик,
  4. сжимаем его пальцами с трех сторон, так, чтобы получился конус,
  5. и приклеиваем его с помощью шликера к туловищу.
  6. Острым концом нашей палочки делаем углубления-глазки.
  7. И рисуем крылья.

И теперь самый ответственный момент — нужно сделать отверстия, благодаря которым наша птичка «запоет». Вставляем нашу круглую палочку в нижней части около хвостика под углом около 45° к поверхности.

  • Вот так это выглядит в разрезе:
  • Теперь плоским концом палочки делаем отверстие в самом хвостике.
  • Кончик лопатки должен выходить на острую кромку, полученную на предыдущем шаге.
  • Эта острая кромка рассекает поток воздуха — так получается звук.
  • Все ходы-выходы должны быть достаточно ровными, без заусенцев, так чтобы воздух свободно проходил и нигде не «застревал».

А чтобы птичка пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам в области крыльев. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.

  1. В сыром виде нужно протестировать птичку-свистульку во всех «режимах» и убедиться, что есть звук при всех открытых дырочках. После этого убираем птичку подальше от вездесущих детей на сушку и обжигаем…
  2. Добавляем немного цвета… И вот, наши птички-свистульки готовы дать первый концерт)

Кроме птичек методом прищипывания можно лепить все, что угодно. Например, посуду, как это делают в замечательной мастерской  MIDFOREST.

Хороших вам весенних выходных, до новых встреч!
И успехов в гончарном деле и лепке из глины!

Белорусские народные игрушки

  •                  Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  • Мастер глину замесил
  • И игрушек налепил.
  • После высушил, и в печь,
  • Чтобы их там все обжечь.
  • А потом он краски взял
  • И игрушки расписал.
  • Вот они какие — в ряд
  • Разноцветные стоят:
  • Цвет малиновый, цвет синий,
  • Жёлтый — яркий и красивый.
  • Зайцы, птички, петушки —
  • Боярыни и всадники.
  • Те игрушки, спору нет,
  • Покорили целый свет!
  •                           

    Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными

 Белорусская народная игрушка из дерева   

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

    Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др. Техника деревянных народных игрушек была простой и доступной детскому пониманию, построенной по простейшим законам механики. Кроме двигающихся игрушек делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда. Народные игрушки из дерева, забавляя ребенка, одновременно знакомили его с окружающей жизнью, трудом взрослых

Куклы-обереги

      Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

    Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

       Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца

                 

Куклы из ткани делились на несколько видов.  Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см

Кукла в шубе

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

     Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Елочные игрушки

     Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Читайте также:  Картина "снегири" в технике "шерстяная акварель" : идеи и мастеркласы для вашего праздника

                                  Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника 

     Солома полюбилась белорусам за красоту и тепло, ведь при умелой обработке она превращается в необыкновенные произведения искусства. Для народных обрядов из соломы плели венки, вязали снопы, мастерили фигурки. В конце XVIII – начале XIX вв. на белорусском Полесье создали знаменитые царские врата – плетеные соломенные иконостасы, распространенные лишь в нашей стране. Пожалуй, больше нигде в мире нет такого разнообразия в использовании этого необычного материала, дарящего энергию солнца

     Народная игрушка вызывает искреннее любопытство, радость, удивление. Она лишилась той среды, для которой была рождена, превратившись в музейный экспонат или в памятный подарок, дорогой тем, что ощущается в нём теплота ручного труда и почти детская наивность, чистая и откровенная. Народная игрушка и есть сама Сказка — вечное детство.

Мастер-класс на тему "Изготовление глиняной свистульки"

МБУ
ДО «ДШИ» МО «Сенгилеевский район»

Преподаватель:
Данилина Римма Геннадиевна

Изготовление глиняной свистульки. Мастер-класс.

Цель: научить лепить свистульку. 
Задача: добиться извлечения звука. 
Оборудование: глина, инструменты для
лепки.

План мастер- класса


1. Подготовка всего необходимого для лепки. 
2. Объяснение темы мастер-класса. 
3. Практическая работа участников мастер — класса совместно с
руководителем. 
4. Приемы и способы лепки: проминание, скатывание, деление на части,
вытягивание, декорирование, сверление отверстий, извлечение звука,
заглаживание. 

5. Подведение итога 

Содержание

Из литературных
источников известно, что самой древней игрушкой, сохранившейся до наших дней,
является керамическая. Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль
гончарного ремесла, существующая и сегодня.

Изготовленные народными мастерами,
эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность
получили российские керамические игрушки: филимоновские, дымковские,
каргопольские, абашевские
 и др. Практически это ремесло распространено
во многих странах мира.

            Процесс
изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не
существует единой технологии.

Но изготовление игрушки-свистульки  приобщает
детей к мировой культуре, помогает вырабатывать усидчивость, настойчивость,
художественный вкус, развивают моторику рук. 
             Для работы понадобится глина, инструменты, вода, тряпочки.

Материал

Как и всю
керамику, свистульки делают из керамической массы (или глиняного теста).
Основной состав керамической массы — это глина. В природе она встречается очень
часто различных цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный
или белый. Отсюда и название — красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее
распространение имеет красножгущаяся.

Это, пожалуй, самый распространенный
материал на Земле. Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек,
озер и склонов оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов
под строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую
глину) не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к.

она часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др.

 Глина, прошедшая
определенный технологический процесс подготовки для изготовления гончарных
изделий, называется керамической массой или глиняным тестом.

На промышленных
предприятиях для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы,
грохоты, прессы и др.

Но для приготовления ее в небольших количествах можно
воспользоваться упрощенной технологией. покупать и в интернет — магазинах.

Инструменты и приспособления

Основные
инструменты при лепке — это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним
относится игла, пичужка, трубочки и штампы.  

  • Лепка и декорирование свистульки «Птичка»
  • 1.
    Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара
    диаметром 40-50мм
  • 2.
    Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем
    углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм
  • 3. Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сглаживающими
    движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно
    поворачивая заготовку по всему периметру полости
  • 4. Соединим стенки полости, сформируем мундштук 

5. С помощью пичужки протыкаем в мундштуке
отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым
углом на расстоянии 20-30 мм от устья.

6. Осторожно вытащим пичужку, и трубкой диаметром
8-10 мм проткнём отверстие в полость свистка в том месте, где конец пичужки
вышел на поверхность. Теперь вынимаем трубку вместе с образовавшейся в ней
глиняной пробкой, которую выталкиваем тупой деревянной палочкой.

7. Приступим к настройке свистка. С помощью иглы
срезаем слой глины с наружной и внутренней частей края отверстия, образованного
трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно
очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы.

В правильно
изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен находиться напротив
острия клина. Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука,
проколем трубкой диаметром 3-4 мм отверстия в полость свистка.

Закрывая и
открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

8. Изготовив свисток, приступим к лепке
символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножки, придадим свистку
форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором
глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки
сгладим места примыканий.

9. Декорируем наше изделие (предварительно дав
ему немножко подсохнуть) методом вдавливания во влажную глину штампов.

Сушка

        
Процесс длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы
изделия). Высушенная свистулька приобретает определенную прочность.

Обжиг

        
Обжиг — это последняя и самая ответственная операция. Ошибки при обжиге
приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др. Существует
много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим является в
муфельной печи.  

Мастер-класс "Народная глиняная свистулька"

Смолина О. В. учитель технологии и ИЗО

МБОУ «Сапоговская СОШ»

Мастер-класс «Народная глиняная свистулька»

Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен, их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.

В дальнейшем, когда обрядовое значение свистульки утратило смысл, ее развитие пошло по двум направлениям.Первое — это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент окарuна со свистковым устройством, род флейты.Второе направление — народная игрушка, детская забава.

Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки. 

Изготовлением глиняных свистулек занимались в России и многих других странах мира издавна. Постепенно из простых трубочек они стали превращаться в настоящие произведения искусств, и радовать не только слух, но и глаз зрителей свистульного представления. 

Итак, мастерим свистульку, изготовить её, пусть и не такую красивую для начала, не сложно. Дело в том, что единой технологии изготовления свистульки из глины не существует – сколько мастеров, столько и технологий.

 Представлю простую технологию, техникой которой легко овладевают дети на занятиях. Приспособления для работы: Кроме глины понадобятся,  инструменты для работы и вырезанию на ней рисунка.

Для протыкания отверстий в трубке (чтобы менять звук свиста, зажимая пальчиками) нам будут нужны трубочки диаметром 3-4 мм, либо  две палочки одинакового диаметра, вместо них можно использовать пасту из ручки.

Ну и различные штампики, с помощью которых можно легко и просто делать узоры на глиняной заготовке. 

Глина готова к работе, когда ком глины, взятый в руку, не будет прилипать.

Переминаем тщательно глину руками, чтобы убрать пузырьки воздуха, мелкие камушки, проверяем качество глины – скатываем из нее валик диаметром пару сантиметров, резко сгибаем пополам – на сгибе не должно быть трещин.

 Глина не должна быть сырой, требуется хорошо пробитая, плотная, но не сухая, в противном случае свисток будет сделать трудно или вообще не получится, вот почему ее необходимо пробить хорошенько.

Читайте также:  Ажурная снежинка из бумаги : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Если вы не собираетесь использовать сразу всю глину, ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и закрыть герметично, чтобы не пересыхала, тогда лепить свистульки можно будет в любой момент, как появится желание. 

И самое главное – сушка. Так как специальной печи для сушки глиняных изделий у нас нет, то сушить можно и в обычной газовой или электрической печи.

Однако не стоит резко повышать температуру – сушка должна быть длительной, иначе от резкого разогревания вода, что содержится в глине, будет быстро испаряться и свистулька покроется пузырями.

Либо, изделие из глины можно сушить и при комнатной температуре.

Попрактиковаться можно на кусочке глины, из которого сформировать постукиванием по деревянной доске с четырех сторон небольшой по размеру кубик. Для изготовления свистка вам понадобятся специально подготовленные две палочки одинакового диаметра: одна будет круглой, другая заточенной (поверхность должна быть гладкой).

Кусок хорошо промятой глины оберните вокруг указательного пальца, чтобы получился стаканчик с толстым дном. Плоской, слегка клиновидной палочкой проделайте в дне щель, при этом палочка должна упереться в ноготь. Над ногтем сделайте отверстие.

Причем стенка его, в которую бьет струя воздуха, должна быть острой, клиновидной формы. Снимите стаканчик с пальца и, закрыв отверстие, дуньте в щель. Скорее всего, вместо свиста раздастся шипение воздуха.

Для того, чтобы глина зазвучала, попробуйте с внутренней стороны клина убрать немного глины или выровнять дно стаканчика, увеличить или уменьшить отверстие для выхода воздуха.

Не всегда удается добиться свистка с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте снова глину, уплотните постукиванием хвостик игрушки и повторите вновь или дайте игрушке немного подсохнуть, тогда легче будет сделать свисток, глина не тянется за кисточкой.

Если пересушите, то она будет раскалываться каждый раз при проколе, а трещин быть не должно. Попробуйте не переделывать, а всего лишь подправить.

Причина «неисправности» может быть в том, что в воздушном канале есть глиняные крошки или срез отверстия первого притупился и опустился относительно канала или, наоборот, слишком приподнят. Возможно, что канал сузился от случайного сдавливания пальцами «хвостика».

Есть и другие способы изготовления свистков, позволяющие получать переливчатые трели, можно изготовить и двойной свисток на совмещенных игрушках с четырьмя ножками, т.е. существуют разные техники, поэтому овладев простейшим способом можно переходить к усовершенствованию своих навыков.http://www.artap.ru/ceramica_ocarina.htm

Изготовить две одинаковые по звучанию свистульки  — не возможно, в этом, может, и заключается индивидуальность и непредсказуемость.С приобретением опыта, заставить звучать можно любой замкнутый объём, произвольной формы. Ограничением может быть только фантазия мастера.

  • Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.
  • Выполненные с фантазией и ярко окрашенные свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества.
  • ПОЧЕМУ СВИСТИТ СВИСТУЛЬКА?
  • В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено.

В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки (см. рис. №1). Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна.

Белорусская глиняная свистулька : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Бывает и так, что звука не получается. Тогда надо, пока глина не затвердела, разрезать свистульку струной или крепкой ниткой вдоль на две равные части и сравнить полученный результат с представленным здесь рисунком.

Наиболее распространенные ошибки начинающих — это неверное направление входного канала, притупленный язычок, размазанная или рваная кромка на выходе из канала. Опыт обычно приходит с практикой.

Глиняная свистулька может стать маленьким произведением искусства. Лепка дает простор для фантазии. Оправданы детали, подчеркивающие декоративный либо харaктерный элемент образа. Чистота звука свистка в этом случае для некоторых авторов не столь важна.

Используемая литература

Блинов Г. География русской глиняной игрушки. — 1971, № 9.

Грашин Н. Глиняная игрушка из села Жбанниково . — 1992, № 10.

Константинов И. Хлудневская игрушка. — 1991, № 5.

Короткова З. Глиняные «потешки» из Чернышено. Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/5992/ (Наука и жизнь, ЧИСТЫЙ ЗВУК ГЛИНЯНОЙ СВИСТУЛЬКИ)

http://vk.com/album55512963_107896872

Изготовление глиняной игрушки-свистульки Ученицы 3 А класса ГБОУ СОШ 72 Мишко Марии 2012г. — презентация

1 Изготовление глиняной игрушки-свистульки Ученицы 3 А класса ГБОУ СОШ 72 Мишко Марии 2012г.

2 СВИСТУЛЬКА – фигурное (обычно в виде птицы) обрядовое звуковое приспособление из обожжённой глины. Глиняная свистулька появилась в 8-ом веке до нашей эры. Сначала их трудно было распознать — сохранились просто комочки глины.

Но исследователи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички — наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя.

Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. Они используются в народных ансамблях, как своеобразные музыкальные инструменты.

3 Само происхождение промысла связано с народным праздником «Свистунья». С давних пор встречали весну именно этим праздником, в честь древнего Славянского бога Ярилы – весеннего света и тепла. К этому празднику лепили игрушки – свистульки. Долгожданная весна много радости несла и воплощалась эта радость в игрушке.

4 Перед веселой же частью праздника была у свистуньи и другая часть: утром в тот день поминали усопших, служили молебны. Но в XIX веке поминовение становилось все короче, а гульба все длиннее, захватывая и следующий день, а иногда и третий.

Словно цвет весенний ярка и красочна вятская игрушка. В праздники поют, свистят игрушки на разные голоса. Расписные кони в яблоках, птицы – павы и жар – птицы, медведи могучие и львы рыкучие, бравые офицеры и прекрасные барышни.

Узорами игрушки наряжены яркими, сочными, все больше в горошек, а то в полоску либо в клетку. Когда же праздник кончался глиняные игрушки ставили на видные места (почетные), чтобы праздник не покидал человека весь год между рам в окна.

Представьте себе: долгие непогоды и сугробы по колено, а изба всеми оконцами малиново- оранжево улыбается, переливается – приветствует.

5 При изготовлении игрушки используют технику налепа – способ изготовления глиняного изделия путем присоединения деталей к некой основе. Т.е.

к корпусу глиняного свистка прилепляются последовательно: сверху шея и голова, снизу две ножки, по бокам два крыла – так вылепляются или рождаются из-под рук народных мастеров все глиняные игрушки.

Процесс изготовления игрушки происходит таким образом: — хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха — разделяем кусочек на два комочка: один побольше, другой поменьше — придаем форму свистульке — лепим тело свистульке — придаем форму головки нашей свистульке — намечаем детали: клюв, глазки, хохолок — делаем крылышки свистульке — проделываем дырку в свистульке — проверяем звук. Далее изделие сушат и обжигают. Для сушки его ставят на полку таким образом,чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и определенную прочность. После обжига свистулька приобретет цвет кирпича.

6 После сушки После обжига

7 Изготовление игрушки своими руками Своими руками я изготовила макет игрушки-свистульки в виде птички из пластилина. На фотографиях игрушка представлена в сборе и в разобранном виде.

Ссылка на основную публикацию