Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

  • Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
  • Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
  •  Слайд 1
  • Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
  • — А сейчас хочу познакомить со структурой своего мастер-класса.
  • Слайд 2
  • Цель мастер-класса:  Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
  • Слайд 3
  • Этапы проведения мастер-класса:
  • Презентация педагогического опыта:
  • — кратко характеризуются основные идеи метода сказкотерапии;
  • — описываются достижения в работе;
  • — доказывается результативность деятельности детей, свидетельствующая об   эффективности метода.
  • Проведение имитационной игры:
  • — педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями,
  • демонстрируя приемы эффективной работы с детьми.
  • Моделирование:
  • — мастер организует самостоятельную работу «детей» и управляет ею.
  • — педагоги-дети  выполняют самостоятельную работу;  
  • Рефлексия:
  • — Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
  • Вступительное слово:

Уважаемые коллеги! Свой  мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые  и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее »

Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями образования,  ищут новые   личностно-ориентированные подходы в образовании.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей,  как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи  обучать дошкольника.

Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

  1. Поэтому, обучение  детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.
  2. Слайд 4
  3. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства.

Метод сказкотерапии используется психологами в целях коррекции эмоциональных проблем человека. Из этого метода я использую в своей практике алгоритм построения занятия и некоторые методы и приемы.

  • Почему я рекомендую вам использовать элементы сказкотерапии в обучении и воспитании детей? Потому что, работая по этой теме, я получила реальные результаты:
  • Слайд 5
  • — Установление психологического комфорта в коллективе (сократились конфликты между детьми; по результатам опроса родителей: 100% детей с удовольствием идут в детский сад).
  • — Умение детей аналитически и творчески работать со сказкой (использование детьми сказочных ситуаций  в свободной игровой деятельности; овладение умением  моделировать сказки, опираясь на модели,  на карты Проппа; умение сочинять сказки).
  • Слайд 6
  • — Формирование личностных качеств воспитанников (самостоятельности; активности; проявления инициативы в художественной деятельности; обладания яркой индивидуальностью; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру; коммуникативных навыков).
  • Мой мастер-класс  построен по принципу  игры-путешествия, что поможет  вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации  продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.
  • Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:
  • Слайд 7

       I этап.  Организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.  

     II этап.    Проблема практики.  Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.

    III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).

    IVэтап. Решение проблемы.  Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся  устанавливать контакты и действовать в различных  ситуациях.  

    V этап.    Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.  

   VI  этап.   Ритуал «выхода из сказки».   Повторение ритуала «входа в сказку».

   VII  этап.  Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в группу, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а  добро может творить настоящие чудеса.

Уважаемые коллеги я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

  1. Слайд 8
  2. Первый этап – это организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
  3. Попрошу «детей» выйти в круг для приветствия.
  4. Уважаемые гости вы можете поприветствовать друг друга не вставая с места.
  5. Беремся все за руки и повторяйте за мной:
  6.                              Приветствие: «В кругу друзей»

«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»  Найдите глазками дружка и подарите ему частичку своей души, одарите его своей самой теплой улыбкой!

Второй  этап

Далее следует — проблема практики, обычно на этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей.

Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

Сегодня ночью  в мое окно стучалась бабочка. Странно…Бабочка посреди зимы. Она влетела ко мне в комнату, мы с ней долго беседовали, она и рассказала  мне грустную историю.  А  я поведаю  ее  вам, слово в слово.

СКАЗКА

В одном сказочном лесу, на волшебной полянке росли прекрасные, волшебные  цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

Подползет Гусеничка  к цветку и загадает своё самое заветное желание…

И вот она уже порхает  разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Прискачет Зайка-Трусишка, на лесную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом.  И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

  • Но однажды,  случилось  несчастье!
  • Прознала про эти «чудо — цветы»  злая колдунья.
  • И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
  • Но добрые цветы отказались помогать злой колдунье.

Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

  1.  «Раз вы отказываетесь исполнять мои желания» — сказала она.
  2. « Тогда вы больше не сможете помочь никому» — и она произнесла свое страшное заклинание…
  3. В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
  4. — Вот какая произошла грустная история!

— А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (выдвигают гипотезы)

  • — У меня есть волшебная краска…
  • И с помощью ее мы сможем оживить Чудесные цветы.
  • Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
  • 3 этап
  • Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа»  в сказку, который использую  с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку
  • Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?

— Ну! Тогда вперед!

Слайд 9

А проводит нас туда вот эта бабочка.  (В руках держу бабочку)

— Как? Спросите вы!

 Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как  вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.

 (звучит музыка «Полёт бабочки», ритуал «входа» в сказку)

— Вот мы в сказке…

  1. Слайд 10
  2. — Но как же здесь грустно и уныло…
  3. Глазам не верю, что раньше здесь была цветущая поляна.
  4. Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть поляне прежнюю красоту.
  5. 4 этап

Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача —  расколдовать волшебные цветы.

  •  (На столах – краска, кисти, листы с нарисованными воском цветами).
  • — Колдунья спрятала  чудесные цветы на этих листах бумаги. Но  когда волшебная краска попадет на цветок, он оживет…
  • (выполняют задание,  наносят краску на лист бумаги.)
  • — Пока «дети» расколдовывают цветы, мы с вами поможем обитателям сказочной полянки, освободим их от заточения.
  • — Я хочу продемонстрировать вам один из приёмов — разгадывание сказочных загадок.
  • — Колдунья заперла их в тайной комнате, если мы отгадаем загадки, найдем ключ.  
  • На экране тайная комната.       
  • Слайд 11 – 24

— Замечательно! Ключ найден, откроем замок и выпустим пленников. А сейчас узнаем наши волшебники уже расколдовали цветы?

  1. — Какая красота получилась…
  2.  Цветы  «оживают» на экране – цветущая поляна  
  3.     Слайд 25
Читайте также:  Как сделать незабудки из фоамирана : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

— Цветы просыпаются. Они  робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку. Солнце озарило всё вокруг  ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной  полянке. Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.

— Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

5 этап – Развивающий элементы самосознания.  Дети погружаются в своё внутреннее состояние.

  • И прощаются со сказкой.
  • — Я вам предлагаю напоследок побывать на сказочной полянке, послушать, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются пчелки, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных  цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
  •  Слайд 26  (на ЭКРАНЕ слайды и звучит мелодия  «Вальс цветов»)

Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!       

— Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

  1.   6 этап — Ритуал «выхода из сказки»
  2. И вот настало время — возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.  
  3.  Слайд 27

— Волшебная бабочка прилетела за нами.  Закроем глаза и представим, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно, но  сказка не исчезнет, она  останется навсегда  в наших сердцах.

Слайд 28

7 этап

Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

— Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

  • — Сейчас мы будем передавать бабочку,  и  расскажем, что понравилось, чему научились,  что хотели бы добавить. 
  • ( передаем бабочку по кругу)
  • — Уважаемые коллеги, мне было с вами приятно сотрудничать.
  • Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!  
  • Слайд 15
  • Спасибо за внимание!

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций.

В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение.

Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит. 

Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

  1. Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи. 

  2. Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?» 

  3. Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь. 

  4. Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

  1. Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди». 

  2. Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально. 

  3. Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

    Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.). 

  4. Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности.

    Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы.

    Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша. 

  5. Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия.

Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на: 

  • формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные); 
  • развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования; 
  • тренировку употребления родительного падежа; 
  • формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение.

А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля.

У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка. 

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

  1. Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

  2. Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

  3. Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов. 

Читайте также:  Браслеты из ниток: фенечка, шамбала и другие : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

  1. Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов. 

  2. Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития. 

  3. Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей. 

  4. Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим. 

  5. Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства. 

  6. Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай. 

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста: 

  • Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз. 
  • Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений. 
  • Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий. 
  • Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

  • Чтение (рассказывание) произведения. 
  • Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации. 
  • Диагностика. 
  • Придумывание собственной истории. 
  • Создание кукольных персонажей. 
  • Театрализованная постановка.

И уму, и сердцу

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. 

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость.

Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться.

Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии

Ткачева, О. А. Творческое развитие обучающихся посредством сказкотерапии / О. А. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57663/ (дата обращения: 09.11.2021).



А. В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее значение для формирования… внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность»

С первых дней жизни ребенок, осваивает пространство, в котором живет. Ребенок — человек в пути. Он рисует на странице, которая условна. Ребенок в этот прямоугольник пытается уместить тот мир, который воспринимает.

С самого рождения ребенок испытывает страх — первая человеческая эмоция при рождении. Это нормальная защитная реакция. Чувство страха сопровождает человека на протяжении всей жизни. С возрастом страхи увеличиваются за счет развития фантазии и увеличения знаний об окружающем мире.

Для того чтобы избавиться или снизить диапазон страхов, существуют такие направления как: сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия и куклотерапия. Наши предки интуитивно понимали полезность забав, и передавали их из поколения в поколение.

Современные специалисты разных областей воплотили полученные знания в практику. Такое разнообразие арт-терапевтических методик обусловлено тем, что все люди на земле разные. Одни воспринимают информацию на слух, вторые — визуально, а третьи получают ее через тактильные ощущения.

Ваше внимание я бы хотела остановить на сказкотерапии. [1]

Зачем человеку нужны сказки?

Они нужны не только для забавы и развлечения, они также помогают детям решать серьезные задачи, которые встают перед ними.

Сказки могут стать для детей добрыми друзьями, которые всегда придут на помощь и помогут в непростых жизненных ситуациях.

В то же время, сказки являются своеобразной поддержкой для родителей, а так же воспитателей, педагогов и психологов, помогая воспитывать детей и обучать их чему-либо.

В некоторых случаях сказки могут даже вылечить человека, став для него не только полезным, но и очень приятным лекарством. Сказка, несомненно, влияет на мировосприятие детей, а также на их воображение. [2]

Существуют специальные сказки, избавляющие от страхов, которые можно придумать самим. Они должны хорошо заканчиваться и обладать доброй порцией юмора.

Возможные ритуалы вхождения всказку:

– Использование музыки, напоминающее журчание ручейка. При этом на пол можно положить веревочку, напоминающую ручей, пройдя по которому, ребенок как бы вбирает в себя волшебную силу. После того, как дети пройдут по «ручейку» они попадают в сказку.

Волшебный ветер, который может перенести любого в сказочную страну. Здесь используется вентилятор, мимо которого проходят дети.

  • Звон колокольчика
  • Необходимо закрыть глаза и внимательно послушать звук колокольчика, который так же переносит в мир сказки.
  • «Волшебный тоннель»

Стулья ставятся в ряд, образуя «тоннель», который ведет в сказку, (для правдоподобности можно включить лампу — свет в конце тоннеля). Детям необходимо проползти под стульями преодолев свой страх, при этом они получат волшебную силу.

Выход из сказки должен быть таким же, как и вхождение в нее. [2]

Сказки могут быть разными и носят в себе определенные цели, например:

  1. Дидактические сказки — обучающие.

Объясняют ребенку учебные дисциплины, превращая в сказку грамматическое правило или учебные дисциплины. Героями здесь становятся абстрактные понятия из школьных дисциплин: цифры, буквы, химические элементы, геометрические фигуры. Благодаря дидактическим сказкам ребенок проникается учебным материалом и проявляет интерес к учебе.

  1. Медитативные сказки — специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения психологических «медитаций». Сказки — медитации — сказки, в которых нет зла, нет отрицательных персонажей. В них хорошо, светло и уютно. Они успокаивают психику, снимают психоэмоциональное напряжение. Такие сказки не нуждаются в последующем обсуждении.

Сказочные медитации принято подразделять на два типа:

– Статическая медитация — человек находится в удобной позе сидя или лежа, на удобной поверхности. Используют тихую, спокойную мелодию. Здесь используют сказки о путешествии в прекрасную страну на мягком ковре-самолете или облаке.

– Динамическая медитация — отличается от статической более оживленной, веселой музыкой. Ребенок совершает определенные движения, что позволяет телу менять фазы напряжения и расслабления мышц. Такой вид медитации подходит для гиперактивных детей (продолжительность -5мин).

В сказкотерапии выделяются три вида медитативных сказок:

  1. Осознание себя настоящего в настоящем времени
  2. Раскрытие личностного потенциала и способствование самореализации. Они адресованы идеальному «Я», живущему в человеческой душе.
  3. Знакомство с «идеальными» отношениями с окружающими. Такие сказки подходят детям и подросткам из «неблагополучных» семей, в которых существует недостаток человеческого тепла и эмоциональных связей. Эти сказки так же наглядно показывают, какие между людьми могут и должны быть отношения. [1]

Таким образом, можно сказать, что медитативные сказки — своеобразный отдых от проблем. Они так же подходят не только детям и подросткам, но и беременным женщинам и людям, проходящим реабилитацию после болезни.

Взрослому кажется, что сказки — чепуха. Для ребенка это составляющие жизни, которые делают ее радостной, полноценной. Сказки учат многим важным вещам нравственным основам и необходимым социальным навыкам, помогают снять излишнее психологическое напряжение, а также влияют на воображение детей, развивают фантазию.

Литература:

  1. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Киселева М. В. 2007–336 с.
  2. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся, играя/ О. Н. Капшук — Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011–221, [1] с. — (Школа развития).

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, волшебная сила.

Мастер- класс Сказкатерапия

Мастер-класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку»

Подготовил: педагог-психолог, воспитатель Коршунова Клавдия Владимировна 

Читайте также:  Объемная поделка из бумаги "вечный огонь" : идеи и мастеркласы для вашего праздника

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

  • Приветствие
  • Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет своё имя, а затем своего любимого сказочного героя.
  • Приветствие«Здравствуйте, меня зовут…»
  • 1 этап – «Вход сказку»
  • Теперь я вам продемонстрирую ритуал «входа» в сказку, который использую с целью усиления детского воображения, мысленного перемещения в сказку.
  • Вы не побоитесь отправиться вместе со мной в сказку?

— Ну! Тогда вперед!

А проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!

Сказочная музыка превращение

— Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу.

— Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные?

Ответы

— Давайте поможем нашим бабочкам: развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы.

  1. Игра «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза
  2. 2 этап- «Рассказывание сказки»
  3. Обычно на этом этапе рассказывают детям сказку, из которой вытекает какая-либо проблема, используя проблемный метод с целью мотивации детей.
  4. Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово.

СКАЗКА

На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…

И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.

Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.

  • Но однажды, случилось несчастье!
  • Узнала про эти «чудо — цветы» злая колдунья.
  • И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.

Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье.

Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.

  1. «Если ты отказываешься исполнять мои желания» — сказала она.
  2. «Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» — и она произнесла свое страшное заклинание…
  3. В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
  4. — Вот какая произошла грустная история!
  5. 3 этап- «Анализ сказки»
  6. На этом этапе задаются вопросы:
  7. -Кто герои этой сказки?
  8. — Что произошло в сказке?
  9. — Почему это произошло?
  10. — Чем может закончится эта сказка?
  11. 4 этап – Драматизация или решение проблемы.

— А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?

(выдвигают гипотезы)

— У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками?

  • И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.
  • Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
  • И наша с вами задача — расколдовать волшебные цветы.

— Но злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?

  1. Ответы
  2. — Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.
  3. Психогимнастика «Тяжелый камень»

Ведущий предлагает участникам представить, что перед ними находится «большой и тяжелый камень». Он предлагает поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», как бы демонстрируя свою силу.

— Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.

А теперь самое главное — рисование живыми красками

(На столах приготовлены миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования №1, моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки).

— Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску с молоком, они оживут. Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить немного моющего средства с помощью ватной палочки.

-Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски.

— Обратите внимание, как интересно рисовать живыми красками: у каждого из вас получается особенные цветы, неповторимые, посмотрите, как цвета играют друг с дружкой.

— Может быть в ваших цветах кто-то спрятался? Это животное? Насекомое?

— Пока расколдовываются цветы, мы с вами поможем обитателям сказочной полянки, освободим их от заточения.

Звучит музыка цветов

— Цветы просыпаются. Они робко протягивают лепестки навстречу лёгкому ветерку. Солнце озарило всё вокруг ярким светом. Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Какие мы молодцы! Мы настоящие добрые волшебники.

  • — Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
  • 5 этап — Ритуал «выхода из сказки»
  • И вот настало время — возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

— Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. А как вы думаете, кто может её погасить? Правильно мы должны погасить её вместе. Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. «Раз – два – три – свеча не гори!»

6 этап – Интеграция.

— Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!

— Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

7 этап- «Рефлексия»

Заключительный этап – рефлексия. С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

— Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

  1. — Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
  2. (передаем свечу по кругу)
  3. — Уважаемые родители, мне было с вами приятно сотрудничать.
  4. Благодарю за внимание и участие в мастер-классе!
  5. Спасибо за внимание!
  6. Цель: ознакомление родителей с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности – с методом сказкотерапии.
  7. Сказкотерапия — психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем клиента.
  8. Ведь любая сказка — это карта внутреннего мира каждого человека.
  9. Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту.

Эффективно применяется Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, свой сказочный мир. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения.

Мой мастер-класс построен по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

I этап. Ритуал «входа» в сказку. (создание мотивации на совместную работу)

II этап. Рассказывание сказки. (ознакомление детей с содержанием сказки, последовательностью событий)

III этап. Анализ сказки. (осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях)

IVэтап. Драматизация сказки. (развитие умения передавать задание эмоциональное состояние различными выразительными средствами)

V этап. Ритуал «выхода» из сказки. (подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде)

VI этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью)

VII этап. Рефлексия. (возвращение в реальность, подведение итогов)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/300891-masterklass-skazkaterapija

Ссылка на основную публикацию